Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - трефилова (иванова) вера александровна

 

Трефилова (иванова) вера александровна

трефилова (иванова) вера александровна (по 1-му мужу Бутлер, по 2-му Соловьева, по 3-муСветлова) (26.9.1875, Владикавказ 11.7.1943, Париж) танцовщица, педагог. Незаконнорожденная дочь унтер-офицерской вдовы, драматической актрисы Н.П.Трефиловой, крестница М.Савиной. С детства любила театр. Попав на репетицию балета в одном из летних петербургских садов, решила стать танцовщицей. На просмотре в Петербургском театральном училище девочку готовы были «забраковать», но за нее заступилась Е.Вазем, угадавшая в ребенке способности к танцу. Позднее, в старших классах, Т, завершала у Вазем свое профессиональное образование. Педагог был силен в танце инструментальном; чистота, законченность, музыкальность стали достоинствами исполнительской индивидуальности одаренной ученицы. Т. закончила Театральное училище в 1894 и была принята в кордебалет Мариинской труппы. На прославленной сцене в это время танцевали О.Преображенская, М.Кшесанская, П.Леньяни. В течение двух лет Т.

держали в кордебалете. Начинающая танцовщица совсем было махнула рукой на свою карьеру и стала заниматься танцем с прохладцей. Преодолеть апатию помогла Леньяни, предсказавшая Т. успешную будущность. С этого момента отношение Т. к профессии резко переменилось; с 1897 она усиленно занималась у Э.Чекетти, затем у знаменитой Беретта в Милане.

Французскую школу Т. изучала у Мори в Париже. И все же, пройдя искусы других школ, осталась верна школе русской, продолжая совершенствовать свое мастерство у Е.Соколовой, а с 1906 -у Н.Легата. Последнему, по ее собственному признанию, она и была всецело обязана своим успехом, Карьера поначалу продвигалась весьма медленно. На премьере «Дочери микадо» Л.Иванова (1898) Т. заменила Гельцер, но вписаться в ансамбль солисток не смогла, получив выговор рецензента. Все же партии постепенно набирались: фея Серебра в «Спящей красавице», вставное pas de deux в 1-м акте «Жизели»; участвовала в танце маленьких лебедей в «Лебедином озере». Первой сольной стала партия Гименея в «Ацисе и Галатее» Л.Иванова (1898) в ней Т. заменила Преображенскую, получившую в свою очередь роль Галатеи. Критики отмечали достаточную правильность танца, сетовали на отсутствие в нем широты и невыразительность рук. Тем не менее через год ей поручили первую большую роль Терезу в «Привале кавалерии», еще через год балеринскую партию в «Коппелии». Танцевальное мастерство росло, адажио и вариации расцвечивались все новыми красками, но актерская выразительность ее не интересовала или оставалась за пределами возможностей.Т. обладала выигрышной сценической внешностью: невысокого роста, с пропорциональной фигурой, хорошей формы ногами, красивым, с правильными чертами лицом. Но это красивое лицо оставалось к действию безучастным лишь формально передавались жесты разученной и не одушевленной изнутри пантомимы. Т, целиком полагалась на танец и настойчиво разрабатывала его возможности. Исполнив в 1902 роль Китри вслед за Кшесинской в новой версии «Дон Кихота» в интерпретации А.Горского, Т. заслужила похвалу за прекрасное исполнение арфовой вариации. На премьере балета «Ручей» (1902) в ансамбле с Л.Кякшт и Т.Карсавиной Т. имела огромный успех, превзойдя мастерством менее опытных молодых танцовщиц. А Эмма в «Гарлемском тюльпане» (1903) вызвала одобрение самого сурового критика искусства балерины В.Светлова, будущего супруга. Тот проницательно назвал формулу ее успеха «классична и музыкальна» и уточнял: «Мы увидели в ней настоящую, вполне готовую балерину, и притом недюжинную, а интересную, пластичную, грациозную, с богато развитой техникой и даже виртуозностью классического танца. Что особенно ценно в ней это полнейшее взаимодействие рук, ног и корпуса: все в гармонии, ничто не режет глаз, ни одного фальшивого движения, ни одной неоконченной позы». В 1904 Т. получила роль Авроры, ставшей вершиной ее творчества. Здесь ее инструментальному танцу было привольно, и балерина вслушивалась в музыку, передавая чеканными формулами академического танца богатство оттенков музыкальной фразы. Ее Аврору называли лучшей после К.Брианцы, создательницы роли, и отдавали предпочтение перед другими исполнительницами Кшесинской и Преображенской.Т. удавались и менее значительные партии такие как фея ручья Наила («Ручей»), лишь бы там была представлявшая интерес хореографии.

Балерина так тщательно и разносторонне эту хореографию разрабатывала, так любовно пестовала нюансы и оттенки, что незначительная партия в ее трактовке обретала цельность хореографического образа. Вопреки утверждавшемуся в исполнительстве импрессионизму Т. упрямо отстаивала незыблемые ценности классического танца, накопленные балетом XIX в.

Новаторские поиски современников ей были чужды; она не приняла ни наивного дилетантизма А.Дункан, ни изощренного отступничества М.Фокина. Все это Т. рассматривала как преходящее, не заслуживающее ни ее времени, ни сил. Личная жизнь Т. не задавалась и порой драматически влияла на ее творческую судьбу. Первый муж, А.Бутлер, сын известного сенатора, оказался картежником и пьяницей. Второй муж, Н.Соловьев, сын миллионера, потребовал ее ухода со сцены. Травля режиссера Н.Сергеева способствовала принятию решения об уходе (или была его истинной причиной). Оставалось всего 1,5 года до полной выслуги лет и пенсии. В бенефисе Т. отказали, но милостиво разрешили прощальный спектакль и чествование при открытом занавесе. Последнее выступление Т. на сцене Мариинского театра состоялось 24.1,1910 в «Лебедином озере». Т. была в расцвете сил и таланта. С 1906 она значилась прима-балериной и с достоинством оправдывала это высокое звание и признание ее профессиональных заслуг. В России на балетной сцене Т. больше не выступала, а на драматической появилась в 1915 после смерти мужа. В 1916 Т. вышла замуж за редактора журнала «Нива», автора нескольких книг и бесчисленного числа рецензий, посвященных балету, В.Светлова. Тот в 1917 увез ее в Париж, где ими была открыта балетная студия. Сценическая деятельность Т. неожиданно возродилась в дягилевской антрепризе. В 1921 в Лондоне она исполнила Аврору в версии дягилевской «Спящей красавицы», а в следующем в укороченном варианте, называвшемся «Свадьба Авроры». В очередь с ней танцевали более молодые Л.Егорова, Л.Лопухова, О.Спесивцева. Лучшей была Аврора Т. В 1924 балерина выступила с дягилевской труппой в Монте-Карло. Давали «Лебединое озеро»; Т. еще раз поразила мастерством, с необыкновенным блеском исполнила фуэте. Танец оставался подвластен ей и в преддверии пятидесятилетия. Последнее ее выступление за рубежом состоялось в 1926. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):