Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - явленский алексей георгиевич

 

Явленский алексей георгиевич

явленский алексей георгиевич (1864, близ Торжка, Тверской губ. 15.3.1941, Висбаден, Германия) художник. Из дворянской семьи. Ранние годы провел в Белоруссии, в имении отца, Воспитывался с 1874 во 2-м кадетском корпусе в Москве. В 1885-87 учился в Александровском военном училище. По окончании его служил в 7-м гренадерском полку, с 1890 в Кронштадтском крепостном пехотном батальоне; последний воинский чин штабс-капитан. В 1896 вышел в отставку, отказавшись от военной карьеры. Интерес к живописи возник у Я. в 1880: он часто посещал выставки и музеи, в особенности Третьяковскую галерею. В 1890 поступил в Академию художеств, в класс И.

Репина. Познакомился там с М.Веревкиной; неудовлетворенный академической системой преподавания, с 1893 работал в ее мастерской. Вместе с ней учился в 1896-98 в «немецких Афинах» Мюнхене, в школе А.Ашбе. В 1897 посетил Венецию. Увлеченно писал натюрморты и пейзажи, добиваясь цветовой гармонии, в основном используя темные тона. После пребывания в 1905 во Франции пейзажи Я.

стали превращаться в цветовые композиции; «цвета горят, писал он, передавая жар души». 10 работ Я, (пейзажи Бретани) были представлены в 1906 на Осеннем салоне в Париже, на выставке русского искусства, организованной С.Дягилевым. О своих произведениях сам Я. писал в это время: «Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое».

Во Франции Я. посещал мастерскую А.Матисса, был дружен с Э.Веркаде, последователем П.Гогена, который познакомил его с произведениями группы «Наби». Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М.Веревкиной, В .Кандинским (который позднее называл Я.

своим учителем), Г.Мюнтер. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании «Нового художественного общества Мюнхен», организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства; вицепрезидент общества, с 1911 президент.

В 1911 создал серию «голов», заполняя почти квадратные по формату холсты изображением лиц, фокусируя зрительское внимание на выражении их глаз: считал, что в головах нашел, наконец, свою форму и цветовое решение, стремясь к синтезу своих впечатлений и ощущений. «Я выкидываю все частности, все детали, писал Я., чтобы как можно яснее выразить суть моей задачи.

И если я утрирую и формирую, то только для того, чтобы подчеркнуть каждый раз главный мотив моей эмоции». Участник выставок объединения «Буря» (Берлин, 1912), входил в объединение «Голубой всадник». Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). В России картины Я. экспонировались на выставках нового общества художников (1905), «Союза русских художников» (1906, 1907), «Мира искусства» (1906), «Венок-Стефаног» (1909), «Бубновый валет» (1910-11) и др. Последний раз был в России в 1914. В связи с началом 1 -и мировой войны Я. переехал в Швейцарию, в селение Сант-Пре (кантон Во), где в крошечной мастерской с одним окном написал около 100 пейзажных вариаций, получая, по его словам, «вдохновенье от состояния в природе и моей собственной души». Переехав в 1917 в Цюрих, в 1918-в Аском, а затем в 1921 в Висбаден, продолжал создавать серии с изображением лиц в различных вариациях: серии «мистических» и «святых» голов, в основном, женских, где появился новый религиозный оттенок звучания; серия «медитация» («Терновый венец», 1918: «Молитва», 1922; «Поэзия утра», 1930; «Аврора», 1931). В дальнейшем написал ряд «абстрактных голов», отличавшихся чистотой форм, геометрической ясностью и точностью. В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Е.Незнакомовой: их сын А.Незнакомов-Явленский, также стал художником. В 1924 вместе с П.Клее, Л.Фейнингером и Кандинским вошел в группу «Четверо синих»; выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х «Мечтание» (1934), «Тибетский пророк» (1936), «Христос воскрес» (1937). После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к «дегенеративному искусству» и запрещены. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с «магическим звучанием» красок. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):