Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - альмохады

 

Альмохады

альмохады
принятое в лит-ре название династии и феод. гос-ва (1121/22-1269), образовавшегося в результате движения берберских племен Сев. Африки. А. наз. также и участников движения. Движение А. приняло характер широкой нар. борьбы, направленной против налогового гнета и социального неравенства; возникло как реакция на религ. нетерпимость Альморавидов. Основатель и идеолог движения А. богослов Ибн Тумарт выступил как приверженец идеи строгого единобожия; отсюда араб. назв. последователей Ибн Тумарта аль-муваххидун (исп. almohades) "единобожники". Ибн Тумарт выступал поборником строгой мусульм. морали, в соответствии с Кораном и сунной. Приблизительно в 1121-22 его приверженцы перешли к открытой борьбе с Альморавидами. Осн. силы повстанцев состояли из берберских племен (харга, хинтата и др.), к-рые впоследствии составили привилегированную группу т. н. альмохадских племен. Ибн Тумарт был провозглашен махди. Ближайшим сподвижником Ибн Тумарта был Абд-аль-Мумин, управлявший альмохадской общиной и командовавший ее войсками. После смерти Ибн Тумарта (1128) он стал халифом. Организация власти при первых А. сохраняла черты берберской племенной организации. При махди был правительств. "совет 10" и собрание представителей гл. альмохадских племен, к-рые участвовали в обсуждении гос. дел. Впоследствии значение этих учреждений постепенно снижалось. В 1146 Абд-аль-Мумин взял Марракеш, ставший столицей нового гос-ва, и распространил свою власть на всю мусульм. Испанию. В результате первого (1151-52) и второго(1160) походов в Ифрикию были ликвидированы местные династии, усмирены племена, гл. силы к-рых были разгромлены при Сетифе в 1152, и изгнаны норманны, захватившие ряд городов на побережье. Наибольшего расширения гос-во А. достигло к 1161. При Абд-аль-Мумине был произведен зем. кадастр, племена должны были платить налоги или нести воен. службу. После смерти Абд-аль-Мумина (1163) утвердился принцип наследств. передачи власти и наблюдалось быстрое изменение первоначальной природы альмохадского движения: верхушка А. быстро феодализировалась, под видом защиты правоверия производились религ. гонения и преследования, усилился гнет альмохадских правителей и военачальников. Все это вызывало недовольство нар. масс. При ближайших преемниках Абд-аль-Мумина гос-во А. было еще сильным. Опираясь на араб. племена, они нанесли ряд поражений христианам, в частности в сражении при Аларкосе (1195), и подавили антиальмохадские восстания внутри страны (напр., в 1209 в Джебель-Нефусе). Но в 1212 войска А. были разгромлены при Лас-Навас-де-Толоса, а к 1248 христиане овладели всеми землями мусульман в Испании, за исключением Гранады. Вост. провинции одна за другой отделялись от халифата. В 1228 в Тунисе и в 1235 в Тлемсене образовались собственные династии (альмохадских наместников, отложившихся от гос-ва А.); росло могущество эмиров из династии Маринидов, к-рые в результате восстания племени бану-марин в 1269 захватили Марракеш и положили конец династии А.

Династия А.: Махди Ибн Тумарт (1121-1128), Абд-аль-Мумин (1128-63), Абу Якуб Юсуф (1163-84), Абу Юсуф Якуб аль-Мансур (1184-99), Мухаммед ан-Насир (1199-12141, Юсуф аль-Мустансир (1214-24), Абд-аль-Вахид (1224), аль-Адиль (1224-27), аль-Мамун (1227-32), ар-Рашид (1232-42), ас-Саид (1242-48), Омар аль-Муртада (1248-66), Абу Даббус (1266-69).

Лит. см. к ст. Альморавиды, а также-Millet R., Les Almohades, P., 1923.

H. A. Иванов. Москва.-***-***-***-

Государство альмохадов

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Династия халифов Марокко, правившая в 1130-1269 гг. Основателем секты альмохадов был некий Ибн Тумарт, происходивший из небольшого горного селения Иглиз на юге Марокко и с юных лет выделявшийся своим религиозным пылом. Около 1110 г. он оставил родные места и отправился пополнять свое образование в Дамаск и Багдад. В Багдаде он обучался в высшей мусульманской школе Низам ал-мульком. Там Ибн Тумарт увлекся теологией ал-Ашари, который считается основателем ортодоксального схоластического богословия (калам). Проучившись около 10 лет, он вернулся в Африку и поселился в Маллале небольшой деревушке неподалеку от Буджая. Здесь явились у него первые ученики, среди которых с самого начала видное место занял Абд ал-Мумин. Он был сыном простого горшечника из Тагры небольшой деревушки на территории зенатского племени кумийа. В детстве он изучал Коран в деревенской школе, а потом в медресе Тлемсена. Желая усовершенствовать свои познания, он отправился на восток и в Маллале встретился с Ибн Тумартом. Моральные принципы, с изъяснения которых Ибн Тумарт начал свою реформаторскую деятельность, характеризовались крайней суровостью. Он...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):