Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - альморавиды

 

Альморавиды

альморавиды
принятое в лит-ре название династии и феод. гос-ва (сер. 11 в. 1146), возникшего в ходе движения берберских племен Сев. Африки во главе с Абдаллахом ибн Ясином. А. называли вначале и всех участников движения. Первыми приверженцами движения были кочевые берберские санхаджийские племена, жившие на терр. совр. Мавритании, к-рые приняли ислам в 9 в. Центром деятельности приверженцев Абдаллаха ибн Ясина, выступавшего с проповедями маликизма одного из 4 толков суннитского ислама (см. Мазхаб), стал построенный им в сер. 11 в. рибат (монастырь); последователи Абдаллаха ибн Ясина были названы альмурабитун "живущие в рибате" (исп. almoravides). Они должны были вести подвижнический образ жизни в строгом соответствии с маликизмом и обучаться воен. иск-ву для борьбы с "врагами веры". Вскоре А. подчинили себе санхаджийские племена Мавритании (на терр. совр. Марокко), объединив их под религ. руководством Абдаллаха ибн Ясина. Воен. командование находилось в руках представителей правящей семьи племени Лемтуна (отсюда др. назв. династии А. Лемтуна): эмира Яхьи ибн Омара (ум. 1056), затем его брата Абу Бекра, к-рый после смерти Абдаллаха ибн Ясина (1059) стал вождем А. К этому времени А. подчинили Юж. Марокко и продолжали завоевания на С. и на Ю. Эти завоевания сопровождались физич. уничтожением "неверных" и "отступников", борьбой с неправедными правителями и "незаконными налогами". Последнее обеспечивало А. поддержку нар. масс и в сочетании с религ. фанатизмом способствовало быстрому успеху и росту движения. В 1061 Абу Бекр ибн Омар направился в Сахару для подавления восстания, поручив командование А. своему племяннику Юсуфу ибн Ташфину, к-рый отстранил дядю от руководства движением, принял титул эмир аль-муслимин и после смерти Абу Бекра стал религ. и светским главой А. Владетели мелких араб. мусульм. гос-в Пиренейского п-ова, оказавшихся под угрозой , призвали на помощь Юсуфа ибн Ташфина. Отряды альморавидов во главе с Юсуфом ибн Ташфином высадились в Испании, отразили натиск христиан, одержав в 1086 победу при Салаке (Заллака, к С. от Бадахоса) и к 1090 подчинили себе мусульм. Испанию. После смерти Юсуфа ибн Ташфина (1106) его сын Али получил в наследство огромное гос-во, включавшее Марокко, Зап. Алжир, мусульм. Испанию и Балеарские о-ва. Столицей нового гос-ва был г. Марракеш, осн. Юсуфом ибн Ташфином в 1062. Гос-во А. было слабо централизованным. В провинциях правили представители династии или верхушки А., часто лишь номинально признававшие сюзеренитет главы гос-ва. Поборы и бесчинства войск и правителей, особенно при преемниках Юсуфа ибн Ташфина, вызывали широкое недовольство, к-рое усиливалось религ. нетерпимостью А. Восторжествовавший при А. схоластич. ретроградный маликизм принял воинствующий характер, убивал всякую живую мысль. Все это значительно ослабило гос-во А., к-рое не смогло противостоять движению Альмохадов. В 1146 Альмохады взяли Марракеш и вскоре при помощи местного населения свергли власть А. в Испании. Остатки А. во главе с Бану Гания еще нек-рое время продолжали борьбу, базируясь на Балеарских о-вах.

Династия А.: Яхья ибн Омар (ум. 1056), Абу Бекр ибн Омар (1059-1087 или 1088), Юсуф ибн Ташфин (1088 (фактически с 1061) 1106), Али ибн Юсуф (1106-43), Ташфин ибн Али (1143-45), Ибрахим ибн Ташфин (1145-46), Исхак ибн Али (1146).

Лит.: Энгельс Ф., К истории раннего христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, М., 1936, с. 410; Julien Ch. A., Histoire de l'Afrique du Nord, 2 éd., P., 1951; Levi-Provençal E., Islam d'Occident, P., 1948.

Н. А. Иванов. Москва.-***-***-***-

Государство альморавидов в конце XI в.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  Династия эмиров Марокко, правившая в 1056-1147 гг. Первоначальной ячейкой альморавидской империи послужило могущественное санхаджийское племя лемтуна, центр которого располагался в Адраре, на территории современной Мавритании. Кочевья этого племени простирались от южных марокканских оазисов до страны негров. Пишут, что лемтуны, быть может, для защиты от "дурного глаза", носили так называемые лисам покрывала, скрывающие нижнюю часть лица. Поэтому их называли "носящими лисам" (аль-мулассимун). Географ ал-Бекри утверждает, что лемтуны не умели ни пахать землю, ни сеять и не имели других богатств, кроме своих стад. "Многие из них, пишет он, за всю свою жизнь так и не поели бы хлеба, если бы купцы из мусульманских стран или страны черных не угощали их или не давали им муку в качестве подарка". Скотоводство обеспечивало лемтунов средствами к существованию, а также позволяло заниматься караванной торговлей, получившей с конца IX века в Западной Сахаре большое развитие. Эти суровые кочевники были обращены в ислам в IX веке и со всем пылом еще очень невежественных неофитов вели священные войны против язычников-негров. Сначала они...
Исторический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):