Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - антропогенез

 

Антропогенез

антропогенез (от греч. antropos человек и genesis происхождение) процесс выделения человека из мира животных, иначе процесс превращения высокоразвитой двуногой ископаемой обезьяны в человека под влиянием обществ. труда. Учение об А. составляет особый раздел науки о человеке антропологии. Оно неразрывно связано с именами Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Дарвин, его ученики и последователи данными сравнит. анатомии, эмбриологии, палеонтологии обосновали генетич. родство человека с животными, его происхождение от ископаемых высших обезьян. Совр. наука подтвердила это положение. Энгельс, приняв многие положения Дарвина, на основе историко-материалистич. учения раскрыл качеств. особенности процесса становления человека и создал общественно-трудовую теорию А. (см. Ф. Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, 1876, опубл. впервые в 1896). Качеств. признаки тела человека возникли и укрепились в ходе А., в первую очередь под воздействием социальных факторов, роль и значение к-рых изменялись в разные эпохи. Процесс превращения обезьяньего организма под влиянием труда в человеческий прошел ряд стадий на протяжении почти миллиона лет четвертичного периода, или антропогена, и завершился появлением человека совр. типа (Homo sapiens). По многим анатомич. и физиологич. признакам человек наиболее сходен с совр. человекообразными обезьянами шимпанзе, гориллой, орангутаном и гиббонами, что свидетельствует об общности его происхождения с ними. Ближайшими предкам человека были перешедшие к наземному существованию двуногие антропоиды конца третичного периода, видимо, очень сходные с ископаемыми обезьянами Ю. Африки австралопитеками. Употребление предметов в качестве орудий, жизнь стадами, переход к всеядному питанию помогли одному виду австралопитеков выжить. Это были обезьяны, к-рые далеко превосходили всех прочих смышленостью и приспособляемостью. Переход их потомков к намеренному изготовлению орудий означал, что животное стало превращаться в человека. Это был величайший диалектич. скачок в развитии органич. мира. Дальнейшее развитие ископаемых гоминид предков совр. человека проходило под влиянием усиления воздействия социальных факторов, в первую очередь трудовой деятельности. Труд в обществе составляет качеств. отличие человека от всех др. организмов.

Появление древнейших людей относится к началу антропогена, т. е. ок. 1 млн. лет назад. Они жили в первые 500-600 тыс. лет. Археологически это время последовательного развития дошелльской, шелльской и нач. ашельской культур ниж. палеолита. Представители начальной стадии А. (питекантропы с о. Ява, синантропы из Китая, атлантропы из Сев. Африки, гейдельбергский человек с терр. Европы) выделывали грубые кам. орудия, охотились сообща на животных. Важнейшим достижением было умение пользоваться звуковым языком и огнем. Судя по пунктам находок наиболее древних людей питекантропа и синантропа прародина человечества располагалась в Юго-Вост., Юж. и Передней Азии и в сев.-вост. областях Африки.

Совершенствование процессов труда и развитие общества содействовали становлению человека и на следующем этапе А., представленном древними людьми, иначе палеантропами, или неандертальцами. Костные остатки и орудия труда этих людей древнего кам. века известны из стран Европы, Азии и Африки, в том числе и с терр. СССР. Они жили 400-100 тыс. лет тому назад в Европе, когда имело место максимальное развитие ледника. Соответствующая неандертальцам археологич. культура называется мустьерской. Их орудия лучше обработаны и более разнообразны по форме и хоз. назначению, чем орудия древнейших людей. Неандертальцы жили небольшими группами (30-40 чел.), преим. в пещерах (в 1959-60 стали впервые известны искусств. сооружения неандертальцев из костей крупных животных, по-видимому, ветровые заслоны), охотились на животных, умели не только пользоваться огнем, но и добывать его. Будучи довольно широко распространены по Земле и обитая в различных природных условиях, они уже разделились на территориальные антропологич. группы, к-рые, однако, по мнению большинства специалистов, не совпадали с совр. расовыми типами.

Заключит. стадия А. характеризуется тем, что из неандертальцев возникли древние люди совр. вида, к-рых обобщенно называют кроманьонцами. Тем самым полностью завершается процесс отрыва человека от животного мира. Анатомически кроманьонцы почти не отличались от совр. людей. Время их появления определяется в 100-50 тыс. лет назад. Время распространения людей совр. типа совпадает с археологич. культурами, относимыми к позднему палеолиту (ориньяк, селет, солютре, мадлен), мезолиту и неолиту. Орудия отличаются многообразием типов. Нередко встречаются комбинированные и сложные орудия. Для их изготовления используются различные материалы (камень, кость, рог). Для этого периода характерно также выделение больших по территории культурных областей с различным направлением хоз. деятельности. Дородовой строй неандертальца сменяется родовым строем у Homo sapiens (человек разумный). От этого времени уже известны многочисл. остатки жилищ (наземных и полуземлянок). У кроманьонцев было широко развито изобразит. иск-во объемное и графическое (см. Костенки, Гагарино, Альтамира); из звукового языка развивается первоначальная членораздельная речь.

В нек-рых новейших гипотезах зарубежных ученых утверждается, что по строению тела Homo sapiens сформировался не из неандертальцев, а из других древних людей "пресапиенсов" ("Homo praesapiens"); однако сов. ученые показали, что черепа т. н. пресапиенсов имеют неандерталоидные черты. Следовательно, вид Homo sapiens появился из вида Homo neanderthalensis, хотя это не означает, что все группы неандертальцев были предками совр. человека.

Проблема генетич. связи между территориальными группами древних гоминид и расами совр. человека представляет в антропологии предмет дискуссии. Большинство сов. антропологов придерживается теории моноцентризма, к-рая устанавливает, что между прежними и новыми расами нет прямой преемственности, что родиной Homo sapiens была обширная терр. вокруг Средиземноморья и Зап. Азии с прилегающими областями и что совр. расы возникали и развивались внутри вида Homo sapiens. Нек-рые же исследователи сторонники теории полицентризма полагают, что расы древних людей, сформировавшиеся в нескольких центрах (Европа, Азия, Африка), непосредственно развились в большие расы совр. человечества.

Так как человечество едино по своему происхождению от одного вида ископаемых антропоидов (моногенизм), а не от нескольких (полигенизм), поэтому все совр. расы биологически равноценны (см. Расы). Марксистская теория А. отвергает не только религ. концепции происхождения человека, но и лжеучение о "высших" и "низших" расах.

Лит.: Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М., 1955; Дарвин Ч., Происхождение человека и половой отбор, Соч., т. 5, М., 1953; Происхождение человека и древнее расселение человечества, (под ред. М. Г. Левина, Г. Ф. Дебеца и Я. Я. Рогинского), Тр. Ин-та этнографии АН СССР, т. 16, М., 1951; Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958; его же, Человеческие расы, 2 изд., М., 1958; Рогинский Я. Я. и Левин М. Г., Основы антропологии, М., 1955; Hofer H., Schultz A. Н., Stark D. (hrsg. von), Primatologia. Handbuch der Primatenkunde, (Bd) 1-3, Basel (Schweiz) N. Y., 1956-59.

M. P. Нестурх. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):