Советская историческая энциклопедия - авраамий палицын
Связанные словари
Авраамий палицын
авраамий палицын (до принятия монашества Аверкий Палицын) (ум. 13.IX.1626) рус. политич. деятель и писатель. Род. в дворянской семье. В 1588 подвергнут опале, возможно, за участие в заговоре Шуйских, и пострижен в монахи в Соловецком монастыре. При царе Борисе Годунове возвращен из ссылки; в правление царя Василия Шуйского в 1608 назначен келарем Троице-Сергиева монастыря. Осенью 1610 участвовал в посольстве к польск. королю Сигизмунду III, чтобы пригласить его сына Владислава на рус. престол. В 1612 активно содействовал победе ополчения К. З. Минина и Д. М. Пожарского над польск. интервентами, призывая народ в Москве (в т. ч. казаков) к активной борьбе с иноземными захватчиками. В 1618 успешно руководил защитой монастыря от войск польского королевича Владислава. В 1619 был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер. А. П. автор популярного "Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах". Сохранилось в списках 17-18 вв.Первые 6 глав "Сказания", написанные, возможно, не А. П., а лишь отредактированные им, возникли в кон. 1612 нач. 1613. В них автор, говоря "о начале беды во всей России", указывает, что ее причиной было "безумное молчание" приближенных царя Б. Годунова, не решившихся говорить ему истину. В нем впервые в публицистике 17 в. сделана попытка выяснить социальные причины происшедших событий (закрепощение крестьян, их бегство на юг и пр.). Ок. 1620 А. П. добавил к ранее написанному тексту сведения об осаде Троице-Сергиева монастыря и по истории Рус. гос-ва вплоть до заключения Деулинского перемирия 1618. В главах, посвященных осаде монастыря, описаны героич. сцены и эпизоды, даны образы героев-крестьян, подчеркнут патриотизм рус. людей. Произведение А. П. выражает мировоззрение класса феодалов. Автор пытается доказать незыблемость клас.
структуры общества, состоящего из "господ" и "вечных холопий". В этом соч. защищается теория самодержавной монархии и подчеркивается ее " божественное" происхождение. Историческое по своему замыслу и значению "Сказание" А. П. одновременно является замечат. Художеств. произведением о "великой разрухе" Моск. гос-ва. Оно было популярно в 17-19вв.
Его стиль ясен, рассказ прост и последователен, речь ритмична, часто рифмована; язык образный. Труд А. П. важный источник для изучения событий нач. 17 в.Соч.: Сказание Авраамия Палицына. Подг. текста и комментарии О. А. Державиной и Е. В. Колосовой, М.-Л., 1955.Лит.: Кедров С., Авраамий Палицын, (М., 1880); Платонов С. Ф., Древнерус. сказания и повести о смутном времени 17 в., 2 изд., СПБ, 1913; Державина О. A., Списки "сказания" Авраамия Палицына, "Зап. отд. рукописей ГБЛ", 1952, в. 14.M. Я. Попов. Москва. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2110 | |
2 | 803 | |
3 | 680 | |
4 | 646 | |
5 | 628 | |
6 | 614 | |
7 | 604 | |
8 | 594 | |
9 | 564 | |
10 | 562 | |
11 | 552 | |
12 | 529 | |
13 | 522 | |
14 | 505 | |
15 | 498 | |
16 | 494 | |
17 | 489 | |
18 | 478 | |
19 | 477 | |
20 | 436 |