Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - бабувисты

 

Бабувисты

бабувисты

(франц. babouvistes) последователи взглядов Г. Бабёфа. После Вандомского процесса (1796-97) над участниками созданной Бабёфом в 1796 "тайной повстанч. директории" и казни самого Бабёфа (27 мая 1797) Б. продолжали свою деятельность совм. с левыми якобинцами. Наполеоновские репрессии привели к почти полному физич. уничтожению всех активных участников этого движения, однако нек-рые уцелевшие Б.

(Ж. П. Дидье и др.) пытались восстановить орг-ции Б. и при империи. Сохранение бабувистской традиции связано с Ф. Буонарроти. Появление в 1828 его книги "Заговор во имя равенства" и возвращение Буонарроти из эмиграции в Париж после июльской революции 1830 содействовали возрождению бабувизма.

Буонарроти, Ш. Тест, Вуайе д'Аржансон и др. содействовали распространению идей Бабефа в тайных респ. об-вах нач. 30-х гг. 19 в. Однако у Буонарроти и его единомышленников в этот период сильно сказывались деистич. тенденции, чуждые самому Бабёфу. Во 2-й пол. 30-х и нач. 40-х гг. 19 в. влияние бабувизма, но уже в сочетании с ярко выраженной материалистич.

тенденцией очень сильно сказалось на мировоззрении и деятельности Т. Дезами, Ж. Пийо и др. представителей "необабувизма" в революц.-коммунистич. движении. В этот период бабувистские идеи получили распространение среди передовых рабочих (особенно в Париже), входивших в состав тайных респ. об-в. В кон. 40-х гг. с усилением бланкизма, унаследовавшего ряд идей Бабёфа и Буонарроти, бабувизм как самостоят. течение совершенно исчезает.

Лит.: Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, M., 1960; Saitta A., Filippo Buonarroti, v. 1-2, Roma, 1951; Galante Garrone A., Filippo Buonarroti e i rivoluzionari dell' Ottocento 1828-1837, (Torino), 1951.

В. M. Далин. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):