Советская историческая энциклопедия - бердяев
Связанные словари
Бердяев
бердяев 1.Аркадий Васильевич (р. ок.1820 г. смерти не установлен) автор конституц. проекта. Сын харьковского помещика. Окончил Харьковский ун-т (1843), с 1844 служил в мин-ве внутр. дел. В мае 1845 арестован по доносу "за сочинение бумаг", выслан в Симбирск. Освобожден от надзора полиции в 1850. Юридич., филос. и публицистич. статьи и заметки, отобранные у Б., содержат критику самодержавной юстиции и славянофильской идеологии. Наибольший интерес представляют конституц.-монархич. проекты, 3 варианта к-рых показывают развитие взглядов Б. в сторону демократизма и преодоления дворянской ограниченности.Лит.: Федосов И.
А., Революц движение в России во второй четв. XIX в., M., 1958.2.Николай Александрович (6.III.1874 23.III.1948) рус. бурж. философ-мистик, идеолог "веховства". Происходил из дворянской семьи, учился в Киевском ун-те. За участие в революц.-демократич. движении в 1900 исключен и сослан в Вологодскую губ. В нач. 1900-х гг. выступил как сторонник "легального марксизма".
В 1909 один из гл. участников контрреволюц. сб. "Вехи". В годы 1-й мировой войны Б. искал "высший, духовный" смысл в войнах, объявляя их источником "творческого" движения человечества (см. "Судьба России", М., 1918). К Вел. Окт.социалистич. революции Б. отнесся крайне враждебно. В этот период он открыто выступил как философ социального и расового неравенства ("Философия неравенства", Берлин, 1923). В 1922 Б. эмигрировал; в 1925-40 издавал в Париже журнал "Путь". Б. противопоставлял марксизму христианский экзистенциализм, утверждая, что субъективно-идеалистич. и волюнтаристская философия служит основой "внутреннего, духовного" освобождения личности ("Смысл творчества", М., 1916, "Философия свободного духа", т. 1-2, Париж, 1927, и др.). Поражение контрреволюции в России заставило Б. изменить методы своей идеологич. борьбы: он выступил с обличением бесчеловечности капитализма, критикой "старого" христианства как "орудия эксплуатации", демагогически признал "великие правды коммунизма" в области переустройства экономики и с этих новых позиций пытался снова вести борьбу с марксизмом.Социология Б. проникнута крайним пессимизмом. Из антагонистич. характера прогресса Б. делает вывод о неосуществимости к.-л. "положительных идеалов" и неизбежном "конце истории"; в демократизации культуры он видит гл. опасность для "иерархии духовных ценностей" ("Смысл истории", Берлин, 1923, "Опыт эсхатологической метафизики", Париж, 1947, и др.). В работах, посвященных истории России ("Русская идея", Париж, 1946, "Истоки и смысл русского коммунизма", Нью-Йорк, 1955), Б. пытался обнаружить "религиозную устремленность" рус. духа. Реакц. бурж. ученые (Э. Ламперт, О. Кларк, Р. Рослер и др.) считают Б. ведущим христианским философом и социологом 20 в. На идеях Б. в значит. мере основаны клеветнич. работы совр. бурж. историков, пишущих о России (Ф. Баргурн, Р. Томпкинс, Г. Кон, Б. Шульце, П. Шейберт, М. Файнсод и др.).Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16, с. 106-14; Аксельрод Л. И., О "Проблемах идеализма", в кн.: Л. И. Аксельрод. Против идеализма, M.-Л., 1933, с. 5-40.Ю. Ф. Корякин, Е. Г. Плимак. Москва. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2110 | |
2 | 803 | |
3 | 680 | |
4 | 646 | |
5 | 628 | |
6 | 614 | |
7 | 604 | |
8 | 594 | |
9 | 564 | |
10 | 562 | |
11 | 552 | |
12 | 529 | |
13 | 522 | |
14 | 505 | |
15 | 498 | |
16 | 494 | |
17 | 489 | |
18 | 478 | |
19 | 477 | |
20 | 436 |