Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - будный

 

Будный

будный

Симон (30-е гг. 16 в. 13.I.1593) видный деятель польск. и белорус. культуры 16 в., активный участник реформац.-гуманистич. движения в Белоруссии, Польше и Литве. Происходил, видимо, из среды мазовских или зап.-рус. мелких дворян. Окончил Краковский ун-т, был одним из наиболее образованных людей своего времени, хорошо знал др.-греч., лат., итал.

, слав. и др.-евр. яз. Свою деятельность начал в 1558 в качестве кальвинистского проповедника во владениях виленского воеводы кн. Николая Радзивилла Черного. В 1562 совм. с несвижским наместником М. Кавечинским и местным пастором В. Крижсковским издал в Несвиже на белорус. яз. кальвинистский "Катехизис" (переизд. в "Археографич. сборнике док-тов, относящихся к истории Сев.

-Зап. Руси", т. 7, Вильно, 1870, с. XVI-XXIV) и "Об оправдании грешного человека перед богом". В изданиях на польск. яз. Библии (1572) и Нового завета (1574), к-рым предшествовала большая критич. работа по изучению и сопоставлению списков, Б. проповедовал уже взгляды антитринитариев. В 1576 Б. издал в Лоске на польск. и лат. яз. свое соч. "О przednieyszych wiary chrystyjanskiey artykulech" (переизд.

в "Literature arianska w Polsce XVI w.", (W.), 1959), а позже и др. работы.

В своем учении, облеченном по условиям того времени в религ. форму антитринитаризма, Б. развивал рационалистич. взгляды. Он отрицал божественность природы Христа и необходимость поклонения ему, верил в царство божие на земле, признавал для своих последователей право на занятие обществ. должностей и употребление оружия. Б. резко критиковал пороки католич. и православной церкви. Гуманистич. идеи Б., тесно связанные с его реформац. взглядами, находили выражение в утверждении человеч. личности, разума, в стремлении к положит. знаниям. Подобно Скарине, Б. выступал поборником единства культуры слав. народов; был лично знаком с первопечатником И. Федоровым и П. Мстиславцем, а возможно, и с Феодосием Косым и его учениками. К нему обращался с посланиями старец Артемий, в свете критики к-рого особенно ярко выступает антицерк. характер взглядов Б. (см. РИБ, т. 4, с. 1287-328, 1423-432). Идеи Б. получили отклик гл. обр. среди шляхетства, а также нек-рых крупных феодалов Белоруссии и Литвы. Опора на шляхетство обусловила ограниченность социально-политич. взглядов Б. В противовес крест.-плебейскому крылу антитринитариев, он не требовал уничтожения крепостничества, а ограничивался лишь осуждением злоупотреблений со стороны господ. Однако на Луцловицком соборе (синоде) 1582, на к-ром преобладали умеренные антитринитарии (социниане), Б. за свои радикальные религ.-филос. воззрения был осужден как еретик и был вынужден отказаться от своих наиболее рационалистич. взглядов.

Лит.: Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. кн. Владимиру Святому, в сб.: Тр. Киев, духовной академии, т. 2, К., 1876, с. 507-53; Флисс В., Симон Будный и его сектантская и лит. деятельность в Литве и Зап. Руси, "Христ. чтение", 1914, сент.-окт., с. 1146-68 и 1286-1316; История Белорус. ССР, т. 1, Минск, 1954, с. 107-109; Порецкий Я. И., Симон Будный передовой белорус. мыслитель XVI в., Минск, 1961; Merczyng H., Szymon Budny jako krytyk tekstów biblijnych, Kr., 1913; Zalewski L., Tajemnica Szymona Budnego, Lublin, 1946; Gorski K., Szymon Budny, в сб.: Studia nad dziejami polskiej literatury antytrynitarskiej XVI w., Kr., 1949, s. 140-96; Kot S., Szymon Budny der grösste Häretiker Litauens im 16 Jahrh., в сб.: Studien zur älteren Geschichte Osteuropas, Tl 1, Graz Köln, 1956, S. 64-118.

В. И. Корецкий. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):