Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - дервишские ордена

 

Дервишские ордена

дервишские ордена корпорации, или братства, дервишей. Стали образовываться в ряде стран распространения ислама с 11 в. Имеют свои уставы, духовную иерархию, обители (завия, ханака), культ подвижников и святых-покровителей. Идеологич. основа Д. о. суфизм. Вступивший на путь дервишества обязан стать послушником (мюридом) одного из "старцев" ордена, его наставника-муршида, шейха (то же пира, ишана, устаза). Нек-рые Д. о. имели обители для женщин. Наиболее известные Д. о. кадирийя, накш-бандийя, ясавийя, мевлевийя, бекташийя (см. Бекташи), тиджанийя, сенусийя. Между Д. о. (а также между ними и мусульм. духовенством) идет борьба за влияние на верующих. По своему социальному составу Д. о. неоднородны, поскольку разрешается быть дервишами как обездоленным, так и богачам, стоящим у власти (в Ливии король глава ордена сенуситов). Д. о. владели крупной собственностью, в т. ч. земельной, а нек-рые шейхи были крупными феодалами и играли значит, политич. роль. В Турции связь Д. о. с феод, монархич. строем была столь тесной, что вслед за упразднением халифата и султаната и установлением республиканского образа правления они в 1925 были распущены, а их обители и молитв. дома (завия, текке) закрыты. В Алжире Д. о. в 1939 насчитывали до 400 т.ч. Точной статистики Д. о. не существует. В СССР сохранились только пережиточные формы Д. о. в виде мюридских братств в Чечено-Ингушетии, а также разобщенных общин верующих в нек-рых республиках Ср. Азии и Казахстана.

Лит.: Сухарева О. A., Ислам в Узбекистане, Таш., 1960; Гордлевский В. A., Избр. соч., т. 3, M., 1962; Климович Л. И., Ислам. Очерки, М., 1962; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, M., 1963.

Л. И. Климович. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):