Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - диггеры

 

Диггеры

диггеры (англ. digger, букв. копатель) представители крайне левого крыла революц. демократии в англ. бурж. революции 17 в., выражавшие интересы и идеологию деревенской и гор. бедноты, особенно беззем. и малозем. крестьян (коттеров, мелких копигольдеров), разорявшихся в ходе агр. переворота и подвергавшихся как феод., так и капиталистич. эксплуатации. Впервые назв. "Д." появилось в ходе крест. восстания в Центр. Англии 1607, направленного против огораживаний, но как идеологич. и социально-политич. течение Д. оформились в ходе революции на ее бурж.-демократич. этапе (1647-49). Являясь первоначально составной частью движения левеллеров, Д., по мере выявления бурж. сущности левеллерской демократии (прежде всего в агр. вопросе, в вопр. об отношении к собственности), отделились от него (назвав себя "истинными левеллерами"). Д. устами своего идеолога Дж. Уинстэнли провозгласили идеал "свободной республики" (Free Commonwealth), каким он рисовался самым обездоленным слоям англ. народа. На знамени этой республики должно было быть начертано: "земля общая сокровищница для всех детей ее", "уничтожение частной собственности", "работайте вместе и вместо ешьте свой хлеб". Это должна была быть "социальная республика", не знающая купли-продажи, наемного труда, эксплуатации человека человеком. Так в 1649, на вершине англ. бурж. революции, о себе заявил социальный слой, представлявший предтечу совр. пролетариата. Примитивизм его социалистич. идеала, отмеченного чертами крест. "уравниловки" раздела всех благ поровну не может не бросаться в глаза. Удивления заслуживает не его ист. ограниченность, а прозрение идеологами Д. условий грядущего подлинного освобождения человека от всех форм социального порабощения идеала коллективной собственности и коллективного труда.

Вместе с тем в своеобразных условиях англ. революции (союза буржуазии не с крестьянством, а с его классовым врагом новым дворянством) Д. были носителями единственной подлинно революц. крестьянско-плебейской агр. программы, потребовав отмены копигольда и власти манориальных лордов над землей, возвращения общинных земель в общее пользование, выступив за полное уничтожение феод. землевладения и в конечном счете за уничтожение частной собственности на землю, т.е. за самую радикальную ломку существовавших агр. отношений. В условиях далеко зашедшей дифференциации англ. крестьянства требования Д. не смогли стать основой массового движения в деревне. Кроме того, отвергая насилие как средство достижения своих целей и возлагая всю надежду на "внутреннее просветление" своих врагов, к-рые якобы "добровольно" присоединятся к ним, Д. обнаружили не только утопичность своих идеалов, но и заранее обрекли движение на неудачу. Организованная Уинстэнли и его сторонниками (У. Эверардом и др.) "коммунистическая" колония близ Кобема (гр. Суррей), занимавшаяся коллективным возделыванием общинной пустоши (на холме Св. Георгия) и долженствовавшая послужить вдохновляющим примером для всей Англии (у них нашлись последователи в графствах Бакингемшир, Кент и Нортгемптоншир), просуществовала всего лишь год (1649-50). Суд. преследования, штрафы, уничтожение их посевов, инвентаря (наемниками лорда манора и зажиточными фригольдерами) и прямое физич. насилие по отношению к жившим на пустоши колонистам (на помощь лорду поспешили и части армии Кромвеля) в конечном счете сломили Д. и они рассеялись.

Однако огромная социально-политич. роль движения Д. в развитии революции и его непреходящее ист. значение заключалось в сочетании в идеологии Д. примитивно-коммунистич. и общедемократич. устремлений, в неразрывности этой связи; именно потому, что коммунистич. чаяния возвысили Д. над уровнем повседневных требований нар. низов, Д. смогли стать самыми радикальными поборниками интересов этих масс в ходе бурж. революции.

Бурж. ист. наука на протяжении столетий замалчивала движение Д. Устами своего корифея С. Р. Гардинера она его "высмеяла", назвав фантазией нескольких "психически неуравновешенных" бедняков. Со времени Эд. Бернштейна "первооткрывателя" Д., в историографии наметились две линии: модернизаторская рисующая Д. чуть ли не предтечами марксизма, и вторая уводящая это движение к "евангельским заветам" с тем, чтобы лишить его реально-ист. корней. В марксистской историографии движение Д. впервые поставлено в связь с ходом самой революции, с ее осн. задачами, и тем самым вскрыты его ист. закономерность и значение.

Лит.: Английская буржуазная революция XVII века, т. 1-2, М., 1954 (имеется библ.); Волгин В. П., Диггеры и Уинстенли, в кн.: Дж. Уинстенли. Избранные памфлеты, пер. с англ., М.-Л., 1950; Стальный В., Уинстенли идеолог коммунизма в великой английской революции, "Известия АН СССР", серия VII, No 1, 1935; Барг М. A., К вопросу о социальной идеологии диггеров, "ННИ", 1960, No 4; См. также лит. к ст. Уинстэнли.

М. А. Барг. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):