Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - диктатура пролетариата

 

Диктатура пролетариата

диктатура пролетариата политич. власть рабочего класса, устанавливаемая им в результате ниспровержения буржуазии, в результате победы социалистической революции; необходима рабочему классу на весь период революц. превращения капитализма в социализм.

Д. п. направлена на уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, ее гл. задача построение социалистич. об-ва. Д. п. предполагает использование гос. власти для руководства непролетарскими трудящимися массами в борьбе за социализм, для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Д. п. является властью наиболее демократической для трудящегося большинства, для широких трудящихся масс и властью диктаторской по отношению к эксплуататорскому меньшинству. Высшим принципом Д. п. является союз рабочего класса с крестьянством, с непролетарскими трудящимися массами при руководящей роли рабочего класса. Руководящей и направляющей силой в системе гос. и обществ. орг-ций, при посредстве которых осуществляется Д. п., является марксистско-ленинская партия. После полной и окончательной победы социализма в стране, с точки зрения задач ее внутреннего развития, Д. п. перестает быть необходимой, и гос-во Д. п. превращается в общенародное гос-во.

Учение о Д. п. занимает в марксизме-ленинизме центральное место. "Марксист лишь тот, писал В. И. Ленин, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата" (Соч., т. 25, с. 384). Учение о Д. п. первоначально разрабатывалось К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1844-47 на основе теоретич. обобщения опыта революц. борьбы рабочего класса Европы 1-й пол. 19 в. Впервые учение о Д. п. Маркс и Энгельс излагают в "Нищете философии" (1847) и "Манифесте Коммунистической партии" (1848), формулируя ряд существенных черт Д. п. "Пролетариат, указывают Маркс и Энгельс, использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 446).

На основе обобщения опыта революц. борьбы европ. пролетариата в период 1848-51 Маркс и Энгельс развили дальше свое учение о Д. п. В работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг." (1850) Маркс показывает, что гос. формой Д. п. должна стать не парламентарная, а социально-демократич. республика, т.е. республика пролетарская, социалистическая по своему содержанию. Маркс подчеркивал, что утверждение Д. п. зависит от того, сумеет ли рабочий класс установить союз с крестьянством. В этой же работе Маркс впервые употребил термин "диктатура пролетариата". Дальнейшее развитие учения о Д. п. связано с работой Маркса "18-е брюмера Луи Бонапарта" (1852), где Маркс показал, что, совершая политич. революцию и устанавливая свою диктатуру, пролетариат не может воспользоваться бурж. военно-бюрократич. машиной, что слом этой машины является предварит. условием победы пролетарской революции. Этот вывод Маркса Ленин впоследствии назвал основным в марксистском учении о гос-ве. В письме 5 марта 1852 к И. Вейдемейеру Маркс подчеркивал, что в признании необходимости Д. п. он видит главное отличие своего учения о клас. борьбе от учения бурж. идеологов.

Всесторонне проанализировав опыт Парижской Коммуны 1871, Маркс в работе "Гражданская война во Франции" (1871) показал, что Коммуна была первой попыткой установления Д. п. Парижская Коммуна, указывал Маркс, "...была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 346).

В начале и сер. 1870-х гг., борясь с анархизмом и лассальянством, Маркс и Энгельс сделали новый значит. шаг вперед в разработке своего учения о Д. п. Особенно велико значение работы Маркса "Критика Готской программы" (1875), в к-рой дается уничтожающая критика лассальянских взглядов на гос-во. Марксизм-ленинизм указывает, что Д. п. понадобится рабочему классу на весь переходный период от капитализма к первой фазе коммунизма и что гос-во Д. п. должно смениться коммунистич. государственностью, к-рая, в свою очередь отомрет на высшей фазе коммунизма. "Между капиталистическим и коммунистическим обществом, писал Маркс, лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата.

Но программа (Маркс имеет в виду Готскую программу. Ред.) не занимается ни этой последней (т. е. диктатурой пролетариата. Ред.), ни будущей государственностью коммунистического общества" (там же, т. 19, с. 27). Т. о., Маркс говорит о "государственности коммунистического общества", к-рая уже не является Д. п...

Разработкой учения о Д. п. занимался Ф. Энгельс. Он буквально заставил К. Каутского опубликовать Марксову "Критику Готской программы". Однако в программе герм. с.-д. партии, принятой на съезде партии в Эрфурте в 1891, не было сказано главное о необходимости революц. путем установить Д. п. Если при жизни Энгельса оппортунисты в с.-д. движении не решались открыто выступать против учения о Д. п., то после смерти Энгельса они перестали маскироваться. Лидер герм. и междунар. оппортунизма Э. Бернштейн подверг ревизии марксистское учение о пролетарской революции и Д. п., заявив, что ход развития парламентаризма в наиболее развитых капиталистич. странах будто бы опровергает это учение. Т. н. "ортодоксы" (т. е. центристы) 2-го Интернационала (см. Интернационал 2-й) в лице Каутского, полемизируя с открытыми реформистами, вначале всячески избегали затрагивать вопрос о Д. п. В своих работах "Социальная революция" (1902) и "Путь к власти" (1909) Каутский сознательно обходил вопрос об отношении пролетарской революции к гос-ву. Вместо ясного и точного марксистского термина "диктатура пролетариата" Каутский предпочитал употреблять менее определенный термин "завоевание власти пролетариатом". Этот термин, указывал Ленин, неадекватен термину "Д. п.", "...поскольку допускает завоевание власти без разрушения государственной машины" (Соч., т. 25, с. 450). Наконец, в 1912 в полемике с А. Паннекуком Каутский в журн. "Neue Zeit" открыто отказался от марксистского учения о Д. п.

После смерти Энгельса последовательно отстаивал и развивал дальше марксистское учение о Д. п. Ленин. По настоянию Ленина в проекте первой программы РСДРП было четко сформулировано положение о Д. п. как необходимом условии победы социалистич. революции. Это положение затем на Втором съезде РСДРП (1903), несмотря на сопротивление оппортунистов, было закреплено в качестве центр. пункта программы-максимум. Среди партий 2-го Интернационала РСДРП была единственной, к-рая включила в свою программу пункт о Д. п.

Во время революции 1905-07 в России вопрос о гегемонии пролетариата, о революционно-демократич. диктатуре пролетариата и крестьянства оказался центр. пунктом разногласий между большевиками и меньшевиками. Разоблачая меньшевиков, Ленин в работе "Две тактики социал-демократии в демократической революции" (1905) показал, что, т. к. движущими силами бурж.-демократич. революции в России являются рабочий класс и крестьянство при гегемонии рабочего класса, революц. социал-демократия должна бороться на данном этапе за установление революц.-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства. Перерастание бурж.-демократич. революции в социалистическую означает одновременно перерастание революц.демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства в социалистич. Д. п. Во время 1-й мировой войны в своих статьях "О лозунге Соединенных Штатов Европы" (1915) и "Военная программа пролетарской революции" (1916) Ленин обосновывает положение о возможности победы социалистич. революции первоначально в нескольких или даже одной отдельно взятой капиталистич. стране. В связи с этим здесь же он делает вывод о неизбежности более или менее длительного сосуществования пролетарского и бурж. государств. Государство Д. п., разъясняет Ленин, является орудием клас. борьбы междунар. рабочего класса на мировой арене. В работе "О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме"" (1916) Ленин прозорливо указывал на возможность различных форм Д. п. "Все нации придут к социализму, писал Ленин, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни" (Соч., т. 23, с. 58).

Теоретич. выводы, сделанные Лениным из опыта Парижской Коммуны 1871 и рус. революции 1905-07, вскоре в результате свержения царизма и победы Февр. бурж.-демократич. революции 1917 стали конкретными политич. лозунгами большевистской партии.

Эти лозунги Ленин сформулировал сначала в своих "Письмах из далека", а затем, по приезде в Россию, в Апрельских тезисах. В Советах Ленин открыл гос. форму Д. п. Политич. требованием большевиков, писал Ленин, должна быть "не парламентарная республика, возвращение к ней от С. Р. Д.было бы шагом назад, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху" (там же, т. 24, с. 5). Превосходство республики Советов перед парламентарной республикой, говорил Ленин, состоит в том, что Сов. республика, будучи демократич. республикой типа Коммуны, разбивает оторванную от народа и стоящую над народом воен. машину буржуазии и ставит на ее место всеобщее вооружение народа, ликвидирует бюрократич. аппарат управления и создает подлинно демократич. аппарат управления, состоящий из представителей трудящихся. Сов. республика, как по своему клас. содержанию, так и по своему организац. устройству, является пролетарско-крестьянской республикой.

Ленин в работе "Государство и революция" (авг. и сент. 1917) прослеживает осн. вехи создания Марксом и Энгельсом теории Д. п., подвергает всесторонней критике оппортунистическую, в частности каутскианскую, ревизию этого учения, развивает эту теорию применительно к эпохе империализма. В этой книге Ленин показывает, что в эпоху империализма слом бурж. военно-бюрократич. машины является предварит. условием завоевания власти пролетариатом во всех капиталистич. странах без исключения.

Ленин в концентрированном виде сформулировал все существ. черты пролет. диктатуры. Д. п., разъясняет Ленин, это власть рабочего класса, к-рую он не делит ни с каким другим классом, власть, при к-рой пролетариат выступает вождем всех трудящихся в клас. борьбе против свергнутых эксплуататоров, власть, при помощи к-рой пролетариат осуществляет гос. руководство непролетарскими трудящимися массами, прежде всего крестьянством, в социалистич. строительстве, власть, руководящую роль в к-рой играет революц. марксистская партия пролетариата. Ленин показывает, что сущность Д. п. двуедина: это власть, с одной стороны, диктаторская в отношении эксплуататоров, а с другой демократическая в отношении трудящихся масс. Сущность Д. п., пишет Ленин, не может быть правильно понята без учета того обстоятельства, что это отмирающее государство. В переходный период от капитализма к социализму все еще необходимо подавлять сопротивление буржуазии. "Но подавляющим органом является здесь уже большинство населения, а не меньшинство, как бывало всегда и при рабстве, и при крепостничестве, и при наемном рабстве. А раз большинство народа само подавляет своих угнетателей, то "особой силы" для подавления уже не нужно! В этом смысле государство начинает отмирать" (там же, т. 25, с. 391). Построение социализма, т.е. первой фазы коммунизма, указывает Ленин, и ликвидация на этой основе эксплуататорских классов, в отношении к-рых в переходный период от капитализма к социализму осуществляется политич. подавление, приводит к отмиранию Д. п., к распространению демократии на все население. При социализме насилие выступает только в виде гос. принуждения по отношению к тем членам общества, к-рые нарушают социалистич. правопорядок.

Великая Октябрьская социалистическая революция, установившая Д. п. в России в форме Сов. гос-ва, открыла новую эпоху крушения мировой капиталистич. системы и становления мировой социалистич. системы. В новых ист. условиях теория Д. п. получила дальнейшее развитие на основе обобщения громадного практич. опыта Сов. гос-ва. В работах "Очередные задачи Советской власти" (1918), "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата", "Великий почин" (1919), "О продовольственном налоге" (1921) и др. Ленин показывает, что Д. п. это не только насилие и не главным образом насилие, что сила и прочность Д. п. в конечном счете определяется тем, что Д. п. обеспечивает создание социалистич. типа общественной организации труда, более высокого, чем капиталистический. Задачей Д. п. является создание новой социалистич. экономики и культуры, подъем благосостояния нар. масс. Свои созидат. задачи в переходный период от капитализма к социализму пролетариат вынужден осуществлять в ходе ожесточенной клас. борьбы. "Диктатура пролетариата, указывает Ленин, не есть окончание классовой борьбы, а есть продолжение ее в новых формах" (там же, т. 29, с. 350). Анализируя объективные социально-экономич. и политич. условия, порождающие неизбежность Д. п., Ленин разъясняет, что Д. п. необходима, с одной стороны, для политич. подавления свергнутой, но еще не уничтоженной и оказывающей отчаянное сопротивление буржуазии, а с другой для преодоления мелкобурж. анархич. стихии, ежедневно и ежечасно рождающей капитализм, несущей с собой многочисл. элементы разложения и дезорганизации. Построение социализма, указывал Ленин, рабочий класс может успешно осуществить лишь при условии прочного союза с непролетарскими трудящимися массами и прежде всего с крестьянством, при условии обеспечения руководящей роли рабочего класса в этом союзе. Поддержание такого союза с крестьянством, к-рый дал бы возможность выполнить задачи социалистич. революции, Ленин назвал высшим принципом Д. п. В работе "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918) Ленин показывает, что степень суровости режима Д. п. в отношении свергнутых эксплуататорских классов определяется ходом и формами клас. борьбы, степенью ожесточенности сопротивления самой буржуазии. В России вследствие яростного сопротивления свергнутых классов помещиков, капиталистов и кулачества, диктатура в отношении эксплуататоров выразилась и в лишении их избират. прав, но, как указывал Ленин, "...это необязательно для осуществления диктатуры, это не составляет необходимого признака логического понятия диктатуры, это не входит необходимым условием в историческое и классовое понятие диктатуры" (там же, т. 28, с. 235). В ряде своих произведений, в частности в работах "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920), "Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухарина" (1921) и др., Ленин всесторонне обосновывает тезис о том, что руководящей и направляющей силой Д. п. является Коммунистич. партия. Она возглавляет целую систему гос. и обществ. орг-ций, к-рые связывают партию с массами трудящихся, дают возможность мобилизовать их на решение задач социалистич. строительства.

Развитие учения о Д. п. в первые годы Сов. власти проходило в ожесточенной идейно-политич. борьбе с различного рода оппортунистич. фракциями и уклонами в рядах РКП (б): троцкизмом, "левым коммунизмом", анархо-синдикализмом, правым оппортунизмом. Сущность извращения марксистско-ленинской теории Д. п. Л. Троцким, Г. Зиновьевым, Н. Бухариным, при всем различии их аргументации, в конечном итоге сводилась к неверию в способность рабочего класса Сов. Союза при помощи своей диктатуры построить социалистич. общество. Опираясь на ленинизм, партия дала отпор всем оппортунистич. отступлениям от марксистско-ленинской теории Д. п.

К сер. 1930-х гг. социализм в СССР в основном был построен. Исчезла не только экономич. основа существования буржуазии капиталистич. уклад х-ва, но исчез также и экономич. источник мелкобурж. анархич. стихии мелкотоварное х-во.

В связи с ликвидацией эксплуататорских классов исчез клас. антагонизм. Установление социально-экономич. единства сов. общества подняло на высшую ступень союз рабочего класса и крестьянства и руководящую роль рабочего класса в этом союзе. Социалистич. гос-во вступило в новый период своего развития. Начался процесс перерастания гос-ва Д. п. во всенародное гос-во. Новая обстановка требовала всестороннего теоретич. осмысления совершившихся политич. сдвигов внутри страны. Однако в условиях культа личности Сталина этого по существу не было сделано. Установившаяся монополия Сталина на разработку теоретич. вопросов серьезно затормозила развитие учения о Д. п. Высказывания Сталина по вопросам теории Д. п. носили противоречивый, а зачастую и ошибочный характер. С одной стороны, Сталин заявлял на XVIII съезде ВКП(б) в 1939, что с полной победой социализма отмерла, отпала такая функция Сов. социалистич. гос-ва, как военно-политич. подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. С другой стороны, Сталин выдвинул свой грубо ошибочный тезис о неизбежности обострения клас. борьбы в стране после победы социализма, тезис, явившийся теоретич. оправданием массовых необоснованных репрессий. Как показал впоследствии XX съезд КПСС (1956), репрессии периода культа личности Сталина явились грубым извращением демократич. сути социалистич. гос. власти. Нарушения социалистич. законности, отступления от принципов социалистич. демократизма в период культа личности Сталина серьезно затормозили развитие сов. социалистич. демократии. Однако они не могли поколебать, изменить пролетарскую социалистич. природу гос. власти в СССР.

2-я мировая война 1939-45 положила начало второму этапу общего кризиса капитализма. В ходе Вел. Отечеств. войны 1941-45 Сов. гос-во с честью выполнило свой интернац. долг перед междунар. рабочим классом, разгромив фаш. агрессоров. В Европе и Азии в результате победы социалистич. революций появился ряд новых гос-в Д. п. в форме нар. демократии.

Существенной особенностью Д. п. во всех странах, отпавших от империалистич. системы в ходе и после 2-й мировой войны, является то, что с самого начала своего возникновения они могли опереться на опыт Окт. социалистич. революции и социалистич. строительства в СССР, а также на прямую военно-политич. и экономич. помощь Сов. Союза. Общей особенностью послевоен. политич. развития ряда стран Центр. и Юго-Вост. Европы является то обстоятельство, что здесь установление Д. п. охватывает ряд лет (примерно 1944-49). В Болгарии, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии в известной степени при этом были использованы парламентские формы. Основой политич. власти рабочего класса здесь послужили народно-демократич. гос. органы, созданные еще в результате победы антифаш. антиимпериалистич. революции и формировавшиеся на общенац. основе. Своеобразие политич. развития стран Европы и Азии порождало ряд специфич. черт в способах осуществления Д. п., политич. подавления свергнутой буржуазии, в формах клас. союза с непролетарскими трудящимися массами, в системе орг-ций и гос. форме Д. п. Опыт нар.-демократич. стран показал, что в условиях Д. п. возможна как однопартийная, так и многопартийная политич. система, однако и при многопартийной системе непременным условием существования Д. п. является руководящая роль марксистско-ленинской партии рабочего класса. После отпадения ряда стран Центр. и Юго-Вост. Европы, Азии, а затем Кубы в Лат. Америке от империалистич. системы марксистско-ленинская теория Д. п. стала развиваться не только на основе опыта Сов. Союза, но и на основе опыта новых гос-в Д. п. По сравнению с европ. странами Д. п. в странах Азии отличается рядом особенностей вследствие того, что до отпадения от капиталистич. системы они находились в колониальной (Сев. Корея, Сев. Вьетнам) или полуколониальной (Китай) зависимости от империалистич. держав. В Китае в период антифеод. и антиимпериалистич. революции на терр. революц. баз была установлена демократич. диктатура народа объединенная диктатура всех революц. классов, руководимая пролетариатом и основанная на союзе рабочего класса и крестьянства. После победы революции и провозглашения в 1949 КНР демократич. диктатура народа приступила к решению задач социалистич. революции и тем самым превратилась в одну из разновидностей Д. п. Одной из важнейших существенных особенностей Д. п. в Китае является союз рабочего класса не только с крестьянством и мелкой гор. буржуазией, но также и с патриотич. элементами нац. буржуазии.

К сер. 20 в. рост экономич. и воен.-политич. могущества СССР, рост силы социалистич. лагеря в целом, крушение колониальной системы империализма, успехи мирового революц. рабочего движения и нац.-освободит. движения повлекли за собой коренное изменение в соотношении сил на междунар. арене в пользу социализма. Двадцатый съезд КПСС (1956), а затем Московские совещания представителей коммунистич. и рабочих партий (1957 и 1960) развили дальше марксистско-ленинскую теорию Д. п., сформулировав положение о том, что в новых ист. условиях для рабочего класса ряда капиталистич. стран возникла возможность как немирного, так и мирного завоевания власти без гражд. войны, возросла вероятность использования пролетариатом при завоевании власти парламента, независимо от того, совершается ли революция мирным или немирным путем. На XX съезде КПСС и на междунар. совещаниях деятелей коммунистич. движения было подчеркнуто особое значение для нынешней эпохи ленинского тезиса о многообразии путей и способов завоевания власти пролетариатом, о разнообразии политич. форм Д. п. Ярким подтверждением этого ленинского тезиса на третьем этапе общего кризиса капитализма является утверждение Д. п. на Кубе. XX съезд КПСС дал мощный толчок теоретич. осмыслению социально-политич. сдвигов внутри Сов. Союза. Восстановив ленинские нормы партийной, государственной и обществ. жизни, решительно выкорчевывая идеологию культа личности, партия, ЦК КПСС, начиная с XX съезда (1956), проделали огромную теоретич. работу по исследованию актуальных проблем ленинизма. Это нашло выражение в материалах и решениях внеочередного XXI съезда КПСС, а затем в Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой на XXII съезде, что представляет дальнейшее творческое развитие марксистско-ленинской теории социалистич. гос-ва вообще и, в частности, теории Д. п.

Ленин в произведении "Государство и революция" писал, что с построением социализма гос-во отмирает постольку, поскольку эксплуататоров уже нет и "...подавлять поэтому какой бы то ни было класс нельзя. Но государство еще не отмерло совсем... Для полного отмирания государства нужен полный коммунизм" (Соч., т. 25, с. 439). Ленин разъяснял, что если рассматривать социалистич. гос-во как отмирающее гос-во, если рассматривать отмирание социалистич. гос-ва как процесс, то необходимо четко разграничить два этапа отмирания социалистич. государственности этап отмирания гос., политич. подавления свергнутых классов, отмирания диктатуры в отношении эксплуататорских классов в связи с их ликвидацией и этап отмирания пролетарской демократии, к-рая, представляя собой гос. власть социалистич. общества, все еще нуждается в принуждении и в аппарате, способном осуществлять это принуждение в соответствии с законом. В связи с образованием мировой социалистич. системы коренным образом изменилась междунар. обстановка. XXII съезд КПСС, обобщая историч. путь политич. развития СССР, развил дальше марксистско-ленинское учение о Д. п., о социалистич. государстве вообще, всесторонне осветил вопрос о конкретных формах отмирания Д. п. Советские марксисты, возглавляемые Н. С. Хрущевым, всесторонне развили марксистско-ленинское положение о социально-экономич. основе отмирания Д. п. Они показали, что в процессе завершения социалистич. строительства, упрочения социалистич. производств. отношений, дальнейшего сближения социальной природы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции завершается перерастание пролетарской демократии во всенар. социалистич. демократию. В связи с этим сущность социалистич. гос-ва серьезно изменяется. Если первоначально оно выступало как прямое выражение Д. п., как орган политич. господства рабочего класса, то затем оно превращается в орган выражения воли всего сов. социалистич. общества, во всенар. социалистич. гос-во.

К кон. 1950-х гг. внутри СССР произошли громадные изменения как в материально-технич. базе, так и в социально-экономич. структуре общества. Эти изменения, как было отмечено XXI съездом КПСС, знаменуют собой завершение строительства социализма в СССР и вступление сов. общества в период развернутого строительства коммунизма. Учитывая, что одновременно произошли серьезные изменения в соотношении сил на междунар. арене в пользу социализма, XXI съезд констатировал, что в СССР социализм победил полностью и окончательно. В условиях, когда социализм в СССР окончательно победил не только с течки зрения внутр. развития, но и в междунар. плане, когда в связи с громадным сближением двух форм социалистич. собственности и подъемом культурного уровня всего народа социально-экономич. грани между рабочим классом, колх. крестьянствоми интеллигенцией в значит. степени стерлись и все слои населения не мыслят своего существования без социализма, в этих условиях окончательно отпала надобность в политич. господстве рабочего класса. Советское гос-во в настоящее время из гос-ва Д. п. превратилось во всенародное социалистич. гос-во, из органа выражения воли рабочего класса в орган выражения воли всего народа. В Программе КПСС указывается: "Обеспечив полную и окончательную победу социализма первой фазы коммунизма и переход общества к развернутому строительству коммунизма, диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР". Вместе с тем, поскольку рабочий класс является самой передовой, наиболее организованной силой сов. общества, он осуществляет свою руководящую роль и в период развернутого коммунистич. строительства. Коммунистич. партия из партии рабочего класса превратилась в партию всего сов. народа, ее роль как руководящей организации все более возрастает. Коммунистич. партия всемерно поднимает творч. инициативу нар. масс, обеспечивает все более активное их участие в управлении гос-вом, направляет их усилия на решающие участки коммунистич. строительства, возглавляет развивающуюся деятельность многочисл. обществ. орг-ций трудящихся.

По мере завершения социалистич. строительства и в других социалистических гос-вах начинается процесс превращения гос-в Д. п. в общенар. социалистич. гос-ва.

Марксистско-ленинское учение о Д. п. является гл. объектом ожесточенных нападок со стороны реформистов, ревизионистов и догматиков. Совр. лидеры социал-демократии полностью отреклись от марксизма, от идеи клас. борьбы, социалистич. революции, от борьбы за Д. п. Правые социалисты, отвергая Д. п., всячески идеализируют бурж. гос-во, изображая его как надклас. силу, превозносят бурж. парл. демократию. Красноречивым свидетельством полного идейного перерождения лидеров совр. социал-демократии является проект декларации Социалистич. интернационала, опубл. весной 1962. Совр. реформисты выступают с домыслами о том, что Д. п. якобы не является всеобщей закономерностью политич. развития общества при переходе от капитализма к социализму, что Д. п. в совр. ист. условиях не обязательна, т. к. путь к социализму якобы не обязательно лежит через пролет. революцию, а следовательно, и через Д. п. Реформисты беспочвенно утверждают, что возможен эволюционный путь трансформации капитализма в социализм, путь, исключающий установление Д. п. В качестве идеальной гос. власти для перехода от капитализма к социализму реформисты предлагают т. н. "интегральную" демократию, т.е. чистую, надклас. демократию, под к-рой они, по сути дела, понимают подправленную и принаряженную бурж. парл. демократию, на деле являющуюся орудием монополистич. капитала; они злобно клевещут на практику Д. п. в Сов. Союзе и странах нар. демократии; безосновательно утверждают, что опыт Д. п. в СССР и странах нар. демократии якобы не пригоден для др. стран.

Представители ревизионизма отрицают ист. необходимость социалистич. революции и Д. п., руководящую роль марксистско-ленинской партии, подрывают основы пролетарского интернационализма, скатываются к национализму. В острой идейной борьбе ревизионизм подвергнут решит. критике. Коммунистич. и рабочие партии в своих решениях сурово осудили отступления ревизионистов от ленинизма.

Не меньшую опасность для междунар. коммунистич. движения представляют также попытки извратить марксистско-ленинскую теорию с позиций догматизма и сектантства. Догматизм и сектантство ведут к отрыву, изоляции коммунистич. партий от широких масс трудящихся, обрекают их на пассивное выжидание или толкают на левацкие авантюристич. действия в революц. борьбе. Догматики и сектанты (напр., китайские теоретики) мешают правильно оценивать изменяющуюся политич. обстановку и использовать новые возникающие возможности в интересах пролетариата и всех демократич. сил. Они отрицают возможность завоевания власти пролетариатом мирным путем, неизбежность многообразия форм Д. п. при переходе к социализму, пренебрегают задачами развития, совершенствования пролетарской демократии, безосновательно отстаивают необходимость сохранения Д. п. на весь период социализма, вплоть до высшей фазы коммунизма. Всесторонняя и глубокая критика совр. ревизионизма и догматизма по вопросу о Д. п. дана в документах Московских совещаний представителей коммунистических и рабочих партий (1957 и 1960), в Открытом письме ЦК КПСС партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза (14 июля 1963) и в материалах Февральского (1964) пленума ЦК КПСС.

Лит.: Маркс К., Нищета философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, там же; Маркс К., Клас. борьба во Франции 1847-1850 гг., там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его же, Гражд. война во Франции, там же, т. 17; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, (Письмо) И. Вейдемейеру 5 марта 1852 г., там же, т. 28; Энгельс Ф., Введение к работе К. Маркса "Гражд. война во Франции", там же, т. 22; его же, К критике проекта с.-д.программы 1891 г., там же; Ленин В. И., "Что делать?", Соч., 4 изд., т. 5; его же, Две тактики социал-демократии в демократич. революции, там же, т. 9; его же, О лозунге Соединенных Штатов Европы, там же, т. 21; его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистич. экономизме", там же, т. 23; его же, Воен. программа пролетарской революции, там же; его же, Письма из далека, там же; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 24; его же, Гос-во и революция, там же, т. 25; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 27; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 30; его же, Выборы в учредит. собрание и диктатура пролетариата, там же, т. 30; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, К истории вопроса о диктатуре, там же; его же, Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухарина, там же, т. 32; его же, О продовольств. налоге, там же; его же, О нашей революции, там же, т. 33; Программа РСДРП, принятая на II съезде партии (1903), в кн.: КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 Изд., ч. 1, М., 1954; Программа РКП(б). (Принята VIII съездом РКП(б). 1919), там же; Резолюции XX съезда Коммунистич. партии Сов. Союза. 14-25 февр. 1956, М.,1956; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС. 30 июня 1956 г., М., 1956; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Декларация Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран, состоявшегося в Москве. 14-16 нояб. 1957 г., М., 1957; Заявление Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий, в кн.: Док-ты Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий. Москва, нояб., 1960, М., 1960; Хрущев Н. С., Сорок лет Вел. Окт. социалистич. революции. Доклад на юбилейной сессии Верх. Совета СССР. 6 нояб. 1957 г., М., 1957; его же, О контрольных цифрах развития нар. х-ва СССР на 1959-1965 гг. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС. 27 янв. 1959, М.,1959; его же, За новые победы мирового коммунистич. движения, М., 1961; его же, О программе КПСС. Доклад на XXII съезде КПСС. 18 окт. 1961, М., 1961; его же, Развитие экономики СССР и парт. руководство нар. х-вом. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 19 нояб. 1962 г., М., 1962; его же, Марксизм-ленинизм наше знамя, наше боевое оружие. Речь на Пленуме ЦК КПСС 21 июня 1963, M., 1963; Укрепим единство коммунистич. движения во имя торжества мира и социализма, "Правда", 1963, 7 янв., Nо 7 (16228); Открытое письмо Центр. Комитета Коммунистич. партии Сов. Союза парт. орг-циям, всем коммунистам Сов. Союза, M., 1963.

М. А. Селезнев. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):