Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - добровский

 

Добровский

добровский (Dobrovský), Йосеф (17.VIII.1753 6.I.1829) деятель чеш. нац. движения, филолог, историк, один из основателей науч. славяноведения. Род. в Венгрии в семье чеха военнослужащего. Учился на филос. затем богословском ф-тах Пражского ун-та. С 1784 чл. Королев. об-ва наук в Праге. С науч. целями посетил в 1792 Швецию и Россию, был также в Германии и Италии. Деятельность Д. проходила в условиях подъема бурж. нац. движения в чеш. землях, входивших в состав Габсбургской империи. Чеш. "будители", одним из к-рых был Д., выступали против политики германизации, проводимой австр.

властями, боролись за права чеш. языка, за нац. чеш. лит-ру, науку, культуру. Вкладом в эту борьбу явились труды Д.: "Подробная грамматика чеш. языка" ("Ausführliches Lehrgebäude der Böhmischen Sprache", Prag, 1809, 2 изд., 1819), "История чешского языка и лит-ры" ("Geschichte der böhmischen Sprache und Literatur", Prag, 1792, 2 изд., 1818), в к-рой Д. впервые дал периодизацию чеш. литературы и языка, работа о чеш.

стихосложении ("Böhmische Prosodie", Prag, 1795, 2 изд., 1798), "Нем.-чеш. словарь" ("Deutsch böhmisches Wörterbuch", Bd 1-2, Prag, 1802-21) и др. Работы Д. способствовали развитию сравнит. и ист. Слав. языкознания. Наиболее значит. его трудом в этой области являются "Основы старослав. языка" ("Institutiones linguae slavicae dialecti veteris", Prag, 1822). Особенность ист. работ Д. критич. подход к рукописным и печатным источникам.

Первым из чеш. историков Д. открыто выступил против католич. и феод. реакции, доказал фальсификацию древнейш. списка т. н. Евангелия св. Марка ("Fragmentum Pragense evangelii S. Marci vulgo autographi", Prag, 1778), разоблачал широко распространенный культ св. Яна Непомуцкого, символизировавший победу католич. реакции над гуситской Чехией. Период гусизма Д. считал важнейшим в истории чеш. нац. культуры. Однако в общей оценке гуситского революц. движения он не смог выйти за рамки просветительской идеологии, о чем свидетельствует его отрицат.

отношение к таборитам ("Geschichte der böhmischen Pikarden und Adamiten", Prag, 1788). В ряде статей Д. рассматривал вопрос о древнейших поселениях славян ("Гњber die ältersten Sitze der Slaven in Europa und ihre Verbreitung seit dem sechsten Jahrhundert", Prag, 1788);. о происхождении названий "чехи" и "славяне", о деятельности Кирилла и Мефодия ("Cyrill und Method, der Slaven Apostel", Prag, 1823). В цикле статей "Критич. опыты очищения чеш.

истории от позднейших вымыслов" ("Kritische Versuche, die ältere böhmische Geschichte von spätem Erdichtungen zu reinigen", Prag, 1803-19) он подверг строго науч. критике древнейшие чеш. легенды. Д. вместе с Ф. М. Пельцлем издал в 1783-84 2 тома собрания ист. док-тов ("Scriptores rerum Bohemicarum"). Д. издавал науч. славистские сборники "Slavin" (1806-07) и "Slovanka" (1814-15), способствуя распространению знаний по истории и культуре слав.

народов. Своей науч. и просветит. деятельностью Д. содействовал укреплению дружбы между слав. народами. Много сделал для развития и укрепления чеш.-рус. науч. и культурных связей. С 1820 был чл. Росс. АН. Выступая как ученый и патриот, Д. способствовал росту нац. самосознания чеш. народа.

Соч.: Spisy a projevy, sv. 5-23, Praha, 1936-63; Výbor z dГ­la, Praha, 1953.

Лит.: Палацкий Ф., Биография Иосифа Добровского, пер. с нем., М., 1838; Снегирев И., Иосиф. Добровский. Его жизнь, учено-лит. труды и заслуги для славяноведения, Каз., 1884; Nejedlý Z., Dejiny národa ceského, dГ­l 1, Praha, 1953; Josef Dobrovský, 1753-1953. Sbornik studiГ­ k dvoustému výrocГ­ narozenГ­, Praha, 1953; KocГ­ J., Josef Dobrovský veliký vedec a buditel ceského národa, Praha, 1954; Vodicka F., Úloha J. D. pri vzniku obrozenské literatury, Praha, 1958; Dejiny ces. lit., sv. 2, Praha, 1960.

Л. Н. Смирнов. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):