Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - "фацзя"

 

"фацзя"

"фацзя" ("школа законников" (легистов)) филос. школа в Др. Китае, представители к-рой разрабатывали проблемы управления гос-вом и народом. Осн. положения "Ф." сформулировал Шан Ян (казнен в 338 до н. э.). Большой вклад в учение легистов внес Хань Фэй.

Политическая программа легистов была направлена на абсолютизацию царской власти и создание мощного государства, способного поглотить своих соседей. В отличие от конфуцианцев, допускавших критику и даже смещение правителя, в случае нарушения им норм конфуцианской морали, легисты осуждали даже малейшее недовольство правителем. В их учении роль верховной силы, которой должны были беспрекословно подчиняться все жители страны, отводилась закону. А поскольку творцом законов являлся правитель, то исключалась всякая критика его действий. Легисты доказывали, что гос-во может быть могущественным лишь в том случае, если оно одновременно с развитием земледелия проводит завоевательную внеш. политику. Поэтому они выступали за то, чтобы все усилия народа были сосредоточены на земледелии и войне. Их идеалом был ограниченный человек, занимающийся с. х-вом и войной. Легисты выдвинули тезис, что "глупым народом" управлять гораздо легче, чем умным. Они разработали также учение о наградах и наказаниях, как наиболее эффективных методах воспитания народа в нужном им духе, при этом наказаниям отводили гл. роль. "Хорошее управление, говорится в легистском каноне "Шан цзюнь шу", осуществляется путем наказаний".

Легисты боролись против наследств. аристократии, выступая за отмену традиц. системы наследования чиновничьих должностей, за допуск к адм. постам всякого, кто доказал свою личную преданность императору. В "Ф." существовало направление, представленное Шэнь Бухаем, сторонники к-рого специально разрабатывали проблему управления чиновничьим аппаратом.

Многие легистские концепции были осуществлены при проведении реформ Шан Яна в царстве Цинь (см. Шан Яна реформы). Легизм являлся офиц. идеологией первого кит. единого гос-ва империи Цинь (221-207 до н. э.). В период правления династии Хань (206 до н. э. 220 н. э.) легизм был инкорпорирован в конфуцианство и способствовал превращению конфуцианства в офиц. идеологию правящего класса. Начиная со 2 в. до н. э. учение легистов уже не выступало в чистом виде. Но легизм оказывал большое влияние на формирование и развитие кит. государственности, законодательства и методов управления на протяжении многих сотен лет.

Источн.: Иванов A., Мат-лы по кит. философии. Введение. Школа Фа Хань Фэй-цзы, пер. с кит., СПБ, 1912; Чжу Ши-чэ, Шань-цзюнь шу цзе гу дин бэнь (Аутентичный текст "Шан цзюнь шу" с комментарием), Пекин, 1956; Шан цзюнь шу. Книга правителя области Шан, пер. с кит., вступит. статья и комментарий Л. С. Переломова, М., 1968.

Лит.: Переломов Л. С., Вклад легизма в формирование традиционных институтов государственности, в кн.: Роль традиций в истории и культуре Китая, M., 1972; Пын Ю-лань, Чнунго, чжэсюе ши (История кит. философии), т. 1-2, Пекин, 1961; Хоу Вай-лу и др., Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1, Пекин, 1957.

Л. С. Переломов. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):