Советская историческая энциклопедия - фотий
Связанные словари
Фотий
церк. кругов, тесно связанных со светской провинц. аристократией. Выступал с критикой столичного чиновничества и императорского деспотизма, настаивал на равнозначимости патриаршей и императорской власти, требовал консолидации церк. иерархии. Возможно, был причастен к заговору провинц. знати против имп. Василия I (867-86). Отрицательно относившийся к нар.
массам, Ф. выступал с полемикой против ереси павликиан. Способствовал распространению влияния визант. церкви на слав. земли (гл. обр. в Болгарии), что привело его к конфликту с папством (см. в ст. Разделение церквей). В последние годы правления Василий I приблизил к себе Ф. В 886 Ф. был низложен Львом VI (886-912) и умер в ссылке.Ф. образованнейший человек, знаток антич. лит-ры, содействовал возрождению интереса к античным наукам. Автор "Мириобиблиона"; принимал также участие в составлении Эпанагоги (краткого сборника правовых норм). Проповеди (гомилии) и письма Ф.содержат важные сведения по внутр. и внешнеполитической истории Византии (напр., в двух гомилиях имеются сведения о походе Руси в 860 на Константинополь).
Соч.: P. G., t. 102-104; Omiliai, Tessalonikn,1959; Epistolai, L., 1864.Лит.: Россейкин Ф. М., Первое правление Фотия, патриарха константинопольского, Сергиев-Посад, 1915; Каждан А. П., Социальные и политич. взгляды Фотия, в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.-Л., (Сб.) 2, 1958, с. 107-36; Hergenröther J., Photius, Patriarch von Constantinopel, Bd 1-3, Regensburg, 1867-69; Dvornik F., The Photian schism, Camb., 1948; Ahrweiler H., Sur la carriere de Photius avant son patriarcat, "BZ", 1965, Bd 58, S. 348-363.A. П. Каждан. Москва.2.(до монашества Спасский Петр Никитич) (4.VI.1792 26.II.1838) рус. церк. деятель. В 1814 окончил духовную семинарию. В 1817 принял монашество. Преподавал в Петербурге в Александро-Невском духовном училище, затем в кадетском корпусе. Выступал против господствовавшего в высшем обществе увлечения мистицизмом, за что был удален из Петербурга и назначен настоятелем Деревяницкого монастыря около Новгорода. Благодаря поддержке графини А. А. Орловой-Чесменской вошел в высшие круги петерб. общества. В 1822 был переведен в Сковородский монастырь и возведен в сан архимандрита, затем вызван в Петербург, был представлен Александру I и назначен настоятелем Юрьевского монастыря.Тесно связанный с А. А. Аракчеевым и др. реакционерами, фанатик и изувер, Ф. играл большую роль в политич. интригах, оказывал сильное влияние на Александра I и проводимую им политику. В царствование Николая I Ф. оставался постоянным корреспондентом императора, однако оказывал на последнего значительно меньшее влияние. Широкую известность получила эпиграмма на Ф.
, написанная А. С. Пушкиным. Сохранился архив Ф., частично опубл. в "Рус. старине" за 1894-96. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2110 | |
2 | 803 | |
3 | 680 | |
4 | 646 | |
5 | 628 | |
6 | 614 | |
7 | 604 | |
8 | 594 | |
9 | 564 | |
10 | 562 | |
11 | 552 | |
12 | 529 | |
13 | 522 | |
14 | 505 | |
15 | 498 | |
16 | 494 | |
17 | 489 | |
18 | 478 | |
19 | 477 | |
20 | 436 |