Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - гейне

 

Гейне

гейне (Heine), Генрих (13.XII.1797 17.II.1856) нем. поэт и мыслитель, революц. демократ. Родился в г. Дюссельдорфе в небогатой еврейской семье. В 1819-25 изучал право в ун-тах в Бонне, Гёттингене, Берлине, слушал лекции по философии у Гегеля. В 1822 и последующие годы Г. опубл. несколько циклов стихов, позднее объединенных в "Книгу песен" (1827), ставшую одной из популярнейших поэтич. книг в мировой лит-ре. Крупнейшее произв. Г.-прозаика "Путевые картины" (1826-31) привлекло внимание смелой критикой отсталых нем. порядков и пропагандой лозунгов франц. революции.

В 1831 Г. переехал в Париж. Крупным вкладом в развитие нем. обществ. мысли явились работы Г. "К истории религии и философии в Германии" (1834) и "Романтическая школа" (1833-35, полн. изд. 1836). В истории философии Г. видел борьбу сенсуализма и спиритуализма (приближаясь в их трактовке к понятиям материализма и идеализма). Отстаивая сенсуализм, Г. в нек-рых отношениях предвосхищал Л. Фейербаха. Выдающейся заслугой Г. явилось понимание ист. значения классич. нем. философии. Г. был первым в Германии, кто оценил революц. смысл диалектики Гегеля. Гегелевская идея развития, применяемая к обществ. жизни, в сочетании с учением утопич. социалистов, определила направление демократич. мысли Г.

Г. рассматривал как пройденный этап "художественный период" ("Kunstperiode") в истории нем. лит-ры, когда эстетич. проблемы главенствовали над политическими (веймарский классицизм и романтизм), и приветствовал проникновение в лит-ру духа времени, "духа массы".

Критич. отношение к режиму июльской монархии во Франции усиливало в творчестве Г. антибурж. тему ("Французские дела", 1832) и углубило его скептицизм к нем. бурж. радикалам (в т. ч. к Л. Бёрне, к писателям, входившим в группу "Молодая Германия").

Сложным путем развивалось мировоззрение Г. в 40-е гг. Демократич. подъем в Германии на первых порах был встречен поэтом скептически. Поэма "Атта Троль" (1843) отразила противоречивый характер восприятия Г. нем. обществ. жизни. Выступление Г. против политически тенденциозной поэзии означало критич. отношение с позиций франц. политич. опыта к лозунгам бурж. демократии и одновременно свидетельствовало о недооценке перспектив бурж.-демократич. революции в Германии.

Поездка Г. в Германию (1843) поставила поэта лицом к лицу с главными обществ. проблемами страны, вызвала к жизни боевую революц. сатиру. В романтической поэме "Германия. Зимняя сказка" (1844) и цикле "Современные стихотворения" (1843-44) Г. подверг острой критике режим феод. реакции, прусскую военщину, реакц. политич. теории, в частности идею объединения Германии сверху, и провозгласил социалистич. идеал в духе Сен-Симона.

Большое впечатление на Г. произвело знакомство с молодым К. Марксом (в Париже в дек. 1843). Влияние Маркса ощущается в стихотв. "Ткачи" (1844), являвшемся откликом на силезское восстание ткачей. В 1844 Г. сотрудничал в издававшейся в Париже революц. газете нем. эмиграции "Vorwärts", в редактировании к-рой нек-рое время участвовал К. Маркс.

Революция 1848 застала Г. прикованным к постели тяжелой болезнью. В его стихотворениях 1848-49 преобладала суровая горькая сатира поэт обличал политич. незрелость нем. бурж. демократии ("Михель после марта" и др.). Острота и актуальность сатиры Г. выразительно подтверждалась тем, что ее броские строки постоянно звучали в статьях К. Маркса и Ф. Энгельса на страницах "Новой Рейнской газеты".

Г. сохранял глубокий интерес к коммунистич. идеям, хотя они были известны ему лишь в домарксовских формах. Его пугали уравнительные идеи утопич. коммунистов, он питал ложные опасения за судьбу иск-ва в будущем "царстве материализма" и вместе с тем был убежден, что только коммунисты, как самая революц. партия, будут способны нйкогда покончить с деспотией и мракобесием и прежде всего с ненавистным ему нем. национализмом.

Г. вошел в мировую лит-ру как проникновенный лирик, блестящий мастер боевой публицистики и грозный сатирик, беспощадно обличавший феод. и бурж. реакцию во всех ее проявлениях. Творчество Г. высоко ценили К. Маркс и Ф. Энгельс. Стихи Г. принадлежали к числу произведений, к-рые В. И. Ленин брал в сибирскую ссылку.

После смерти Г. развернулась острая борьба вокруг его наследия. Либерально-бурж. литературоведы противопоставляли лирику Г. его политич. поэзии и публицистике. В фаш. Германии соч. Г. были запрещены, его книги сжигались. В ГДР наследие Г. рассматривается как часть ценнейшего нац. достояния.

Соч.: Sämtliche Werke, hrsg. E. Elster. Bd 1-7, Lpz. u. W., 1893; Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957-60; в рус. пер. Полное собр. соч., общ. ред. Н. Я. Берковского, т. 1-10, Л., 1956-59.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2 (см. именной указ.), М., 1957; Дейч А., Г. Гейне, поэт, М., 1941; Дмитриев А. С., Г. Гейне, М., 1957; Меринг Ф., Гейне, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 2, М.-Л., 1934; Шиллер Ф. П., Генрих Гейне, М., 1962; Г. Гейне (библ. рус. переводов и критич. лит-ры на рус. яз.), сост. Левинтон А. Г., М., 1958; Strodtmann A., Heines Leben und Werke. 3 Aufl., Bd 1-2, Hamb., 1884; Victor W., Marx und Heine, (3 Aufl.), В., 1953; Pfeiffer H., Begriff und Bild, Rudolstadt, (1958).

С. В. Тураев. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):