Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - гуманизм

 

Гуманизм

гуманизм (от лат. humanus человеческий, человечный) направление обществ. мысли, характеризующееся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность обществ. отношений.

Долгое время изучение Г. проходило в историч. рамках зап.-европ. культуры эпохи Возрождения, мировоззрение к-рой и отождествляли с Г. В лит-ре в связи с этим утвердилось и более узкое понимание Г. как светского вольномыслия, связанного с изучением античности в странах Зап. Европы в 15-16 вв. Г. выдвинул на первый план интерес к человеку (лат. homo) и человеческой личности, утвердил демократич. идею естественного равенства людей, достоинства и свободы личности против ср.-век. аскетизма, феод. и церк. гнета (Л. Валла, Л. Бруни, Пико делла Мирандола и др. в Италии; У. фон Гуттен, И. Рейхлин в Германии; Э. Доле, Ф. Рабле, М. Монтень во Франции, и др. См. также ст. Возрождение).

Советская наука, продолжая изучение Г., начала исследование его в культуре народов России, Китая, Ср. Азии, Кавказа. Возникновение и развитие идей человечности ("жэнь") в Китае (согласно работам Н. И. Конрада) относится к 8-11 вв. и направлено против религ. норм буддизма и даосизма, являвшихся тогда гл. опорой феод. строя. Гуманистич. мысль народов Ср. Азии явственно прослеживается в поэзии и философии 8-10 вв.; у народов Кавказа грузин (по исследованиям Ш. Нуцубидзе, Хидашели), армян (по работам В. К. Чалояна) гуманистич. идеи заметны в лит-ре, философии, изобразит. иск-ве 12 в. Возникновение гуманистич. идеи "самовластия личности" в России ученые относят к 15-16 вв. (А. И. Клибанов, М. П. Алексеев, Б. И. Пуришев). Расширение географич. и ист. границ изучения Г. обогатило познание сущности и идейного богатства этого прогрессивного направления обществ. мысли, закономерно возникающего вместе с борьбой нар. масс против феодализма.

Характерное для бурж. историографии сужение географич. и ист. рамок Г. сопровождалось ограничением и идейного содержания его. Господствующие бурж. концепции по сути дела отождествляют Г. с индивидуализмом, с идеей свободы личности и суверенности частной жизни. Именно это содержание положено в основу широко распространенной концепции швейц. ученого 19 в. Я. Буркхардта, оказавшего влияние на исследователей Г. и культуры эпохи Возрождения не только его времени, но и на мн. ученых 20 в. Экзистенциализм (М. Хейдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр), "новое христианство" (Н. А. Бердяев), неотомизм (Г. Марсель, П. Биго, Кальвез), несмотря на разнообразие форм и деталей, в основу Г. кладут бурж. идею свободы частной жизни личности, базирующейся на частной собственности. Бурж. теории Г. полностью игнорируют гл. гуманистич. идею в социалистич. традиции обществ. мысли, к-рая развивалась долгое время в утопич. формах, идею Г., человечности обществ. отношений. В коммунистич. и социалистич. утопиях (М. Гуска, Т. Мор, Т. Кампанелла, Т. Мюнцер и др.) речь шла не только о достоинстве личности и свободе ее частной жизни, но и о Г. обществ. строя, о человечности социальной жизни. Именно в утопич. учениях была дана первая критика "разрушительным" принципам бурж. Г., противопоставлявшего личность обществу. Идеолог англ. диггеров Дж. Уинстэнли, рассуждая об "истинной свободе", последовательно дает критику всякому проявлению индивидуализма, уподобляя частную свободу "...свободе необузданных животных, стремящихся к разрушению"; истинная свобода "заключается в законах общей свободы... не в том, чтобы один порабощал другого, но чтобы оба жили в довольстве и свободе" ("Закон свободы", в кн.: Избр. памфлеты, М.-Л., 1950, с. 209, 236).

Марксизм-ленинизм наследует как демократич., так и социалистич. элементы в истории Г. Господству бурж. концепции Г., его одностороннему изучению также приходит конец. Марксистско-ленинское учение вскрыло противоречия Г., обусловленные борьбой обществ. классов, и определило его место в теории науч. коммунизма, провозгласившего более высокий принцип социальной жизни коммунистич. "царство свободы", когда каждая личность трудится по способностям и получает по потребностям и в обществ. отношениях утверждаются гуманные отношения товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. Гуманистам Возрождения, просветителям эпохи бурж. революций оказалось не под силу разрешить основное противоречие Г. между личностью и обществом, между частными и обществ. интересами, т. к. они видели в частной собственности "гарантию свободы и независимости личности" (Робеспьер). Классики марксизма-ленинизма, продолжая критику бесчеловечности бурж. цивилизации, начатую великими утопистами (Фурье, Оуэн, Сен-Симон), открыли тот факт, что именно господство частной собственности является причиной социального гнета, эксплуатации человека человеком, торжества антигуманистич. принципа бурж. конкуренции "человек человеку волк", распространения эгоизма и индивидуализма. Маркс провозгласил "эмансипацию общества от частной собственности" и освобождение труда и трудящихся масс от всех форм эксплуатации (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 570). Утверждение общенар. коммунистич. собственности есть реальный путь для обеспечения "...за "счет всего общества"...полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества" (Ленин В. И., Соч., т. 6, с. 37). Свобода и развитие личности не могут быть привилегией обладателей частной собственности, а должны стать неотъемлемым правом каждого члена общества. Не собственность, а труд развертывает способности и задатки человека. Поэтому освобождение труда и его революц. преобразование, превращение из тяжелой обязанности в первую жизненную потребность, в труд по способностям на благо всего общества входит в практич. программу построения коммунистич. общества. Социалистич. революция и построение социализма создают условия для достижения при коммунизме изобилия материальных и духовных благ, для "...воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство", для расцвета коллективизма и гуманных отношений, когда "...человек человеку друг, товарищ и брат" (Программа КПСС, 1961, с. 120-21).

Сов. обществ. мысль (А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. М. Горький, В. П. Волгин и др.) внесла существ. вклад в разработку проблем социалистич. Г. и роли обществ. труда в борьбе с бурж. индивидуализмом и анархич. своеволием, проблем воспитания коллективизма, уважения к обществ. нормам.

Социалистич. Г. противостоит антигуманистич. идеологии совр. капитализма, к-рый принес миру массовое уничтожение людей в войнах, чудовищные формы угнетения человека (колониализм), надругательство над разумом человека, восхваление всего звериного (фашизм). Даже бурж. мыслители не отрицают антигуманистич. содержания империалистич. идеологии, но вину за "крах гуманизма" возлагают одни на технику и машины, к-рые якобы приводят к "дегуманизации производства" и подчиняют человека машине и "демону-технике" (нем. социологи А. Вебер, М. Бензе), другие видят причину разрушения Г. в коллективных действиях масс, в единстве их борьбы за социалистич. идеалы. Коллективизм, массовость объявляются "могилой личности" (исп. философ Ортега-и-Гасет, зап.-герм. социологи Л. фон Визе, А. Демпф и др.). Прогрессивные же мыслители именно в движении масс видят почву для обновления Г. и для борьбы с человеконенавистничеством фашизма, колониализма, милитаризма. Прогрессивные деятели, защищая Г., неизбежно обращались к марксизму и коммунистич. движению (Т. Драйзер, А. Банфи, Ф. Жолио-Кюри и др.). Науч. коммунизм распространяет человечность обществ. отношений и на отношения между народами, борясь за полное равенство наций, за исключение войн из жизни народов. Социалистич. Г. связан с интернационализмом, с борьбой за мир и дружбу между народами. "Не путем войны с другими странами, а примером более совершенной организации общества, расцветом производительных сил, созданием всех условий для счастья и благополучия человека идеи коммунизма завоевывают умы и сердца народных масс" (Программа КПСС, 1961, с. 141). Коммунизм демонстрирует перед всем миром свои высокие гуманистич. принципы, в основе к-рых лежит забота о счастье человека.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии. Соч., 2 изд., т. 4; их же, Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф.. Диалектика природы, М., 1955 (Введение); Маркс К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Ленин В. И., Две утопии, Соч., 4 изд., т. 18; его же, Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства, там же, т. 29; его же, Великий почин, там же; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Хрущев Н. С., Отчет ЦК КПСС XXII съезду КПСС, в кн.: Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961; Меринг Ф., Гуманизм Фейербаха и Маркс, в его кн.: На страже марксизма, пер. с нем.. М.-Л.. 1927; Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории. Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в кн.: Ср. века, в. 11, М., 1958 (обширную лит. о Г. эпохи Возрождения см. при ст. Возрождение); Клибанов А. И., У истоков рус. гуманистич. мысли, "ВИМК", 1958, No 1, 2; 1959, No 1; Алексеев М. П., Явления гуманизма в лит-ре и публицистике Др. Руси (XVI-XVII вв.), М., 1958; Конрад Н. И., Начало кит. гуманизма, "СВ". 1957, No 3; его же, Заметки о смысле истории, "ВИМК", 1961, No 2; Нуцубидзе Ш. И., Руставели и Вост. Ренессанс, Тб., 1947; Чалоян В. К., Арм. Ренессанс, М., 1963; Крупскан Н. К., Идеалы социалистич. воспитания, Пед. соч. в 10 тт., т. 2, М., 1958; ее же, Обществ. воспитание, там же; Горький М., Пролетарский гуманизм, Собр. соч., т. 27, М., 1953; его же, Гуманистам, там же, т. 25; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; Федосеев П. Н., Социализм и гуманизм, М., 1958; Штолл Л., Клас. борьба и гуманизм, "ПМиС", 1958, No 3; Гак Г., Строительство коммунизма и всестороннее развитие личности, "Коммунист", 1959, No 12; Гароди Р., Марксистский гуманизм, пер. с франц., М., 1959; Рюриков Б., Социализм и человек. "ПМиС", 1960, No 1; Блок А., Крушение гуманизма, Собр. соч., т. 6, М.-Л., 1962; Girnus W., Humanismus in der Entscheidung, "Einheit", 1961, Beilage zu H. 2; "Comprendre", 1956, No 15 (Материалы междунар. дискуссии о Г.); Sartre J.-P., L'existentialisme est un humanisme, P., 1946; Heidegger M.. Гњber den Humanismus, Fr./M., 1947; Jaspers K., Гњber Bedingungen und Möglichkeiten eines neuen Humanismus, в его кн.: Rechenschaft und Ausblick, Münch., 1958; Marcel G., Les hommes contre l'humain, P., 1951; Etcheverry A., Le conflit actuel des humanismes, P., 1955; Montiani O., Bergson e il suo umanismo integrale, Padova, 1957.

Л. Ф. Денисова. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):