Советская историческая энциклопедия - хаммурапи законы
Связанные словари
Хаммурапи законы
Суз, куда он, видимо, был увезен эламитянами в качестве воен. трофея. Хранится в Лувре. Известно также много фрагментов более поздних копий этих законов, найденных при раскопках Суз, Ниневии и др. городов Месопотамии. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога (нумерация статей введена при научном издании текста). В структуре законов имеется определенная система.
Хотя клинописное право не знало деления на "гражданское", "уголовное" и т. п., статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причем каждая тема трактуется как с "уголовно"-пра-вовой, так и с "гражданско"-правовой точки зрения. Субъектами права признаются только свободный общинник (авилум "человек") и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум "падающий ниц"). Нек-рыми правами (напр., правом на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины.
Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. Несколько ограничивалась долговая кабала; устанавливался размер процента при займе у купцов и тарифы заработной платы для наемных работников. Наказания за преступления, как правило, суровы: смертная казнь, членовредительство, огромные штрафы. Преступления против личности карались обычно по принципу талиона ("равным за равное"). Законы Хаммурапи содержат важные сведения о структуре древневавилонского общества. Из них видно, что царь уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами (смертная казнь за укрывательство беглого раба), частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей.Они позволяют также сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в этот период. В науч. лит-ре X. з. одни исследователи рассматривают как сборник действовавшего права, другие как юридич. трактат, изображающий картину идеальной справедливости, нек-рые как отчет царя Хаммурапи перед богами о своей деятельности и т.
п. Из них наиболее обоснованной представляется первая точка зрения. На X. з., возможно, оказали влияние более древние (20-19 вв. до н. э.) законы из Ура, Эншунны и Исина. Сами же они отразились на позднейших законодательствах древней Передней Азии. Текст X. з. в рус. переводе: "Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства", пер. и комментарии под ред.
И. М. Дьяконова, "ВДИ", 1952, No 3; "Законы вавилонского царя Хаммурапи", пер. Л. А. Липина, в кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока, М., 1963, с. 196-219.Лит.: Gordon С. Н., Hammurabi's Code, N. Y., 1957; Nougayrol J., Les fragments en pierre du Code Hammourabien, "Journal asiatique", 1957, t. 245, No 4; 1958, t. 246, No 2; Wiseman D. J., The laws of Hammurabi again, "Journal of Semitic Studies", 1962, v. 7, No 2; Finet A., Le Code de Hammurapi, Limoges, 1973. См. также лит. при ст. Вавилония.В. А. Якобсон. Ленинград. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2110 | |
2 | 803 | |
3 | 680 | |
4 | 646 | |
5 | 629 | |
6 | 614 | |
7 | 604 | |
8 | 594 | |
9 | 564 | |
10 | 562 | |
11 | 553 | |
12 | 529 | |
13 | 522 | |
14 | 505 | |
15 | 498 | |
16 | 494 | |
17 | 489 | |
18 | 478 | |
19 | 477 | |
20 | 436 |