Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - иезуиты

 

Иезуиты

иезуиты члены наиболее влиятельного в католич. церкви монаш. ордена, созданного для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности (35 438 чл. в 1963, самая большая орг-ция в США).

Орден осн. в 1534 в Париже исп. мелким дворянином, религ. фанатиком Игнатием Лойолой и утвержден под назв. "Societas Jesu" ("Общество Иисуса") папой Павлом III 27 сент. 1540. Сделавшись вскоре после основания ордена одной из гл. опор папства в борьбе против Реформации, гл. силой ультрамонтанства, И. превратились в оплот клерикализма и политич. реакции. И. участвовали в деятельности инквизиции, вдохновляли и организовывали борьбу с нар. антифеод. движениями 16-18 вв., преследование передовых мыслителей, ученых. Боролись против гос. централизации; "обосновывая" право на "тираноубийство", И. подсылали убийц к франц. королям Генриху III (Жак Клеман), Генриху IV (Равальяк), королю Голландии Вильгельму III Оранскому и др. Активной политич. роли И. способствовали как организац., так и моральные принципы ордена (строгая централизация, беспрекословная воен. дисциплина и абсолютная воля его руководителя пожизненно избираемого "генерала" ("черный папа"), подчиненного одному только рим. папе). Система морали И., к-рую разрабатывали мн. представители ордена (Бузембаум, Суарес, Эскобар, Лигуори и др.), ими самими называлась "приспособительной" (accomodativa), т. к. давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать осн. религ.-нравств. требования, пренебрегать клятвой, совершать любое преступление во имя "высшей цели" "вящей славы божьей". Такое служебное значение морали в системе И. получило отражение в приписываемом им девизе "цель оправдывает средства". Широкие привилегии, данные папством И. (право ношения светской одежды, освобождение от мн. религ. предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) в сочетании с обязат. взаимным шпионажем внутри ордена и т. п., создали чрезвычайно гибкую и прочную орг-цию, охватившую в короткое время многочисл. страны. И. проникли в Индию (с 1542), Японию (с 1549), Китай (с 1563), на Филиппины (с 1594). В Парагвае ими было создано гос-во (с 1610), просуществовавшее ок. 160 лет. И. сыграли большую роль в создании системы колониального порабощения и ограбления народов Азии, Африки, Юж. Америки.

Возмущения преступлениями И. во мн. странах (политич. интриги, спекуляция в широких масштабах, колониальный грабеж) привели к изгнанию их из Португалии (1759), Франции (1764), Испании и Неаполя (1767) и к ликвидации ордена в 1773 папой Климентом XIV (булла "Dominus ас Redemptor"). Однако в эпоху Реставрации орден И. был восстановлен (1814). Особое значение И. приобрели со 2-й пол. 19 в. как орудие междунар. реакции в борьбе против рабочего движения и социализма. После Вел. Окт. социалистич. революции И. приняли активное участие в орг-ции подрывной антисов. деятельности, в проведении империалистич. интервенции и заговоров против Сов. гос-ва, содействовали фашизации мн. европ. стран, сотрудничали с Муссолини, Гитлером. И. тесно связаны с франкистами в Испании, с верхушкой финанс. капитала США и др. стран. Орден имеет капиталовложения в пром-сти мн. стран, оцениваемые в 5 млрд. долл. (данные 1958), является богатейшей орг-цией католич. церкви. Он контролирует "Амер. банк", ряд стальных корпораций США ("Рипаблик стил", "Нешонал стил"), концерны Боинга, Кёртисс-Райт, Дуглас и Локхид и др. Большие вложения И. имеют также в Италии, Франции, Испании, Зап. Германии, Швейцарии. Финанс. операциями И. руководят ватиканские банки, особенно учрежд. в 1942 банк "Опере ди релиджоне". Орден И. играет ведущую роль в дипломатии и в идеологич. аппарате католич. церкви: печать, радио, высшая школа, теологич. уч. заведения, 1320 газ. и журн. на 50 яз. с годовым тиражом 144 млн. экз., 13,5 млн. подписчиков; активно участвует в антикоммунистич. пропаганде. В борьбе с марксизмом-ленинизмом И. развивают идеи неотомизма, а в последние годы нек-рые иезуитские авторы (Ив Кальвез, Анри Биго, Брокмёллер) встали на путь создания "католич. ревизионизма", ставящего целью путем фальсификации марксизма и мнимого приспособления его к католицизму добиться углубления раскола в рабочем классе, противопоставляя верующих неверующим.

Разоблачая себя в качестве защитников империализма, И. не могут избежать кризиса в собств. рядах, о чем свидетельствуют выступления нек-рых франц. иезуитов, вызвавшие резкую реакцию Ватикана (Де Любак, Даниелу, Буйяр, Тейяр де Шарден и др.), разрыв с орденом А. Тонди, являвшегося видным деятелем ордена на протяжении 16 лет, и др. факты. В наст. время в связи со все растущим давлением масс, решительно отвергающих открыто реакц. политику части католич. иерархии и требующих участия церкви в борьбе за мир, среди И. усиливается стремление добиться более умелого приспособления католич. церкви к изменяющимся условиям в совр. мире.

Лит.: Самарии Ю. Ф., Иезуиты, 2 изд., М., 1868; Бёмер Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; Михневич Д. Е., Очерки из истории католич. реакции (Иезуиты), 2 изд., М., 1955; Леонидов А., О роли иезуитов в политике совр. империализма, "МЭ и МО", 1957, No 2; Шейнман М. M., Папство, М., 1959; Тонди А., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; Hoensbroech P. v., 14 Jahre Jesuit, Tl 1-2, 4 Aufl., Lpz., 1911; Tondi A., La potenza segreta dei Gesuiti, Roma, 1955 (есть нем. пер.); Klaus G., Jesuiten Gott Materie, 2 Aufl., В., 1958.

Б. Я. Рамм. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):