Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - катары

 

Катары

катары (от греч. kataros чистый) приверженцы одной из крупнейших ср.-век. ересей (11-13 вв.), порожденной антифеод. оппозицией бурно развивавшихся городов (гл. обр. Италии, Фландрии и Юж. Франции).

К. появились в нач. 11 в., распространились в Италии со 2-й пол. 11 в. (см. Патария), во Фландрии и Лангедоке с нач.

12 в. К. приобрели широкую поддержку горожан, особенно ремесленников, в значит. степени крестьян. В Юж. Франции К. (альбигойцы) пользовались также значит. поддержкой дворян, враждовавших с церк. феодалами и надеявшихся с помощью К. вернуть себе земли, захвач. церковью. Догматика К. восходила к манихейству и была воспринята ими через визант.

павликиан и особенно богомилов Болгарии и Далмации. Она была проникнута дуализмом (бог творец невидимого, духовного и единственно истинного мира, земной же, материальный мир создан сатаной), отражавшим острое чувство несправедливости существующего миропорядка, к-рое охватило в ту пору широкие массы феод. общества. Дуализм, содержавший осуждение всего земного, плотского, вел к крайнему аскетизму: К. отвергали брак, запрещали употребление животной пищи, допускали самоубийство. Из него же К. выводили отрицание собственности, католич. иерархии, папства, икон, реликвий, индульгенций, десятины и церк. богатств. К. делились на "верующих" (масса) и "совершенных" (духовенство), чья строгая нравственность (даже по признанию их врагов) резко контрастировала с распущенностью католич. духовенства. К. переводили Евангелие на нац. языки, создавали школы, в т. ч. и для женщин. К сер. 12 в. сложилась церковь К.

, к-рая в Италии и Юж. Франции стала опасной соперницей католицизма. В нек-рых городах Италии К. на время удалось захватить власть. Во 2-й пол. 12 в. начались жестокие преследования К.: во Фландрии со стороны графа, в Италии со стороны папства; в 1181 церковь организовала военный поход против К. Лангедока, к-рый не дал значит. результатов.

При Иннокентии III папство, бессильное одолеть К. идейно и оторвать от них массы, перешло к политике террора; борьба церкви была поддержана светской властью (см. Альбигойские войны). Террор, беспощадные преследования со стороны инквизиции привели к исчезновению К. Этому способствовали также социальные сдвиги в городах, завоевание бюргерством известного признанного положения в феод. обществе и начало размежевания бюргерской и крест.-плебейской ересей.

Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Осокин Н. A., История альбигойцев и их времени, т. 1, Казань, 1869; Molinier Ch., L'église et la société cathares, "Revue historique", P., 1907, t. 94-95; Guiraud J., Cartulaire de Notre-Dame de Prouille, précédé d'une étude sur l'Albigéisme languedocien aux XII et XIII siècles, v. 1-2, P., 1907; Borst A., Die Katharer, Stuttg., 1953. См. также лит. при ст. Альбигойцы и Ереси.

С. М. Стам. Саратов. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):