Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - кунов

 

Кунов

кунов (Cunow), Генрих (11.IV.1862 20.VIII.1936) нем. историк, социолог, этнограф; социал-демократ. В годы 1-й мировой войны стоял на социал-шовинистских позициях, выступал за замену клас. сознания "национальным". Характеризуя взгляды Кунова, В. И. Ленин отмечал, что К. "...рассуждает аляповато и цинично: империализм есть современный капитализм; развитие капитализма неизбежно и прогрессивно;... значит, надо раболепствовать перед империализмом и славословить!" (Соч., т. 22, с. 257). В 1917-23 редактор "Neue Zeit" (сменил на этом посту К. Каутского) и член редколлегии "Vorwärts". После Ноябрьской революции 1918 в Германии стал проф. Берлинского ун-та (1919-30), в 1919-24 директор Музея народоведения. В 1933 эмигрировал во Францию.

Нек-рые ранние произведения К. близки к марксизму. Работа К. "Die altperuanischen Dorfund Markgenossenschaften", "Ausland", 1890, No 42-44, посвященная доказательству существования в Перу ко времени его завоевания исп. колонизаторами подобия маркового строя с периодич. переделами обработанной земли, была положительно отмечена Ф. Энгельсом. Гл. труд К. в области истории, посвященный франц. революции (вышел в свет в 1908), насыщен большим фактич. материалом, и его общая концепция направлена против бурж. либерализма. Но он содержит ошибки в оценке роли отдельных классов и партий, в освещении нек-рых проблем якобинской диктатуры. К. соглашается в этой работе с утверждениями буржуазных историков, будто господство якобинцев неизбежно должно было привести к термидору.

Вышедшая в 1910 работа К. "Theologische oder ethnologische Religionsgeschichte" была переработана Скворцовым-Степановым и издана под назв. "Происхождение нашего бога" (М., 1919, нов. изд., М., 1958).

В более поздних работах К. предпринял попытку ревизии многих положений марксизма. Против учения марксизма-ленинизма о пролетарской революции и диктатуре пролетариата направлен гл. филос. труд К. "Die Marxsche Geschichts-, Gesellschaftsund Staatstheorie" (Bd 1-2, В., 1920; рус. пер. 2-го т. "Марксова теория исторического процесса общества и государства", М.-Л., 1930). К. утверждает, будто гос-во лишь на ранних ступенях своего развития является органом клас. господства, в дальнейшем же становится надклассовым; начало превращения бурж. гос-ва в надклассовое К. связывает с нек-рым расширением его экономич. функций в кон. 19 нач. 20 вв. Это послужило для К. теоретич. основой для совершенно несостоятельного вывода о возможности коренного преобразования общества без свержения власти капиталистов. Рассматривая историю как процесс социальной эволюции, К. отрицал необходимость политич. революции. К., в частности, выступал против включения в программу с.-д. партии положения о клас. борьбе, был противником принципа самоопределения наций. В своем четырехтомном исследовании "История хозяйства" (1926-34) К. полностью игнорирует понятие экономич. формации, заменяя его терминами "формы хозяйства", "ступени хозяйственного развития" и т. п.

Соч. (кроме указ. в ст.): Allgemeine Wirtschaftsgeschichte, Bd 1-3, В., 1926-29; в рус. пер. Всеобщая история хозяйства, т. 1 Х-во первобытных и полукультурных народов, М.-Л., 1929; Борьба классов и партий в Великой Французской революции 1789-1794 гг., 3 изд., М. П., 1923; Социология и этнология, СПБ, 1905; О происхождении брака и семьи, М., 1923; Первобытная техника, 3 изд., М. П., 1924 (соавтор); Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.-Л., 1925; Первобытный коммунизм, X., 1926.

М. И. Михайлов, Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):