Советская историческая энциклопедия - масонство
Связанные словари
Масонство
масонство (франкмасонство, от франц. franc maçon, букв. вольный каменщик) религ.-нравственное движение. Возникнув в нач. 18 в. в Англии, М. быстро распространилось в Европе и Америке. Противопоставляя себя феод. государственности и офиц. церкви, стремилось создать тайную всемирную орг-цию с целью мирного объединения человечества в религ. братском союзе. Сложная многоступенчатая структура ордена, ритуальная символика заимствованы М. y ср.-век. цехов каменщиков-строителей (назв. "каменщики", ритуальная одежда и утварь в форме строит. инструментов). Во 2-й пол. 18 в. в движении участвовали мн. просветители, однако внутри ордена все более усиливалась тяга к мистике, сменившая рационалистич. дух раннего М., росло увлечение ритуалистикой, стремление связать М. со ср.-век. рыцарским и мистич. орденами (тамплиерство, розенкрейцерство). Возникает система "строгого наблюдения" попытка придать ордену характер боевой орг-ции реакц. типа. Одновременно А. Вейсгаупт, создавая в Баварии орден иллюминатов, пытался превратить М. в тайную орг-цию просветительского характера. В нач. 19 в. были попытки приспособить М. для нужд конспиративного революц. движения (Италия, Польша). В наст. время М. существует в ряде стран Зап. Европы и Америки, однако заметной обществ. роли не играет.Наиболее достоверные данные о первых ложах в России относятся к нач. 1730-х гг. В первый период (1730-70-е гг.) М. выступало как одна из форм организации независимой от пр-ва оппозиц. дворянской общественности. Основой его становится деизм, отрицат. отношение к церк. обрядности, морализм, проповедь просвещения и гуманности; политич. симпатии склоняются к конституционализму. Обрядность и вопросы ритуала не привлекают в этот период особого внимания. Внутр. система ордена сравнительно проста и, как правило, состоит из трех степеней. Чрезвычайная неопределенность масонских идеалов позволила движению распространиться в разных обществ. кругах от лагеря дворянской реакции (M. M. Щербатов) до разночинной интеллигенции (В. И. Баженов, открытие в 1766 в Архангельске "купеческой" ложи Св. Екатерины). Успех М. в России следует в определенной мере связать с возросшим интересом к формам обществ. орг-ции, свободным от правительств. опеки.В эпоху развития антифеод. идеологии Просвещения в России и Зап. Европе, в годы социальных потрясений от Крест. войны 1773-75 в России до Франц. революции 1789-94, раскрывалась направленность М. против философии и социологии просветителей. С др. стороны, М. противостояло правительств. и обществ. реакции. Поэтому М. подвергалось одновременно гонениям справа (правительств. репрессии, комедии Екатерины II) и острой критике слева (А. Н. Радищев). Масоны 1770-80-х гг. трактовали человеч. натуру как злую, антиобщественную, а человеческое об-во как арену всеобщей вражды; влияние социальных условий на человека исключалось. На основании этого масоны резко отрицали необходимость социальных реформ и революции. Однако и существующая действительность подвергалась осуждению как царство зла. Ей противопоставлялись идеалы гуманности, братства людей, филантропии. Возникла утопич. концепция мирного без революций и политич. борьбы перерождения современного несправедливого мира в будущее царство всемирного братства, справедливости, отказа от насилия и угнетения. Средством его достижения мыслилось всеобщее просвещение людей, нравственное самоочищение каждого, под эгидой тайных руководителей ордена. Двойственный характер идеалов М. этих лет создавал, с одной стороны, иллюзорную видимость возможности противопоставления его и революции и реакции, а с другой открывал двери обществ. деятельности на ниве просвещения и филантропии. Это привлекло к М. таких людей, как Н. И. Новиков. Новиков в кружке моск. масонов 1780-х гг. занимал особое место (отрицат. отношение к ритуалу, акцент на практич. обществ. деятельности). В руководство моск. кружком входили также: И. Г. Шварц, А. М. Кутузов, И. В. Лопухин, С. И. Гамалея и др. В годы, непосредственно предшествовавшие франц. революции 1789-94, масоны для предотвращения близких социальных катастроф наряду с постепенными путями уничтожения обществ. зла (просвещение) начинают искать быстродействующие средства. Росло стремление реализовать масонскую утопию средствами мгновенного мистич. перерождения людей, разрешить конфликт бедности и богатства путем алхимич. опытов. Возник интерес к таинственным "высшим" степеням, "сокровенным наукам", в рус. М. появились розенкрейцерство, тамплиерство и др.В самом М. начала все более резко сказываться дифференциация: для определенных групп масонов утопич. идеалы отходили на второй план, превращаясь в чисто словесное прикрытие примирения с помещичьей действительностью; другие, группировавшиеся вокруг Новикова, стремились к расширению обществ.-просветительной деятельности; третьи это относится к наиболее молодым членам кружка моск. мартинистов 1780-х гг., например А. А. Петрову и Н. М. Карамзину, вообще разочаровывались в М. и порывали с ним. Напуганное революц. движением в Европе и крест. волнениями в России, пр-во Екатерины II развернуло борьбу против революц. мысли (Радищев), а затем и против самостоят. обществ. организованности всех видов. М. в России было запрещено. Гонения прекратились при Павле I, стремившемся к возрождению различных форм ср.-век. иерархических орг-ций, к-рые должны были служить подножием безграничной имп. власти. Однако сколь-либо значит. оживления масонского движения в обстановке всеобщей подозрительности и террора тех лет не произошло.Третий период в развитии М. начался одновременно с общим подъемом общественного движения в нач. 19 в. Пр-во Александра I разрешило деятельность масонских лож, видимо, опасаясь существования неконтролируемых тайных орг-ций и стремясь поставить их под надзор и даже использовать в своих интересах. Однако надежды пр-ва не оправдались: скоро начали возникать конспиративные ложи "высших степеней", а само М. оказалось тесно связанным с ранними декабристскими орг-циями. Однако вопрос об отношении декабризма к М. сложен. Ни стирание грани между масонами и декабристами (Т. Соколовская, журналистка нач. 20 в.), ни отождествление М. 1810-20-х гг. с мистикой и реакцией не раскрывают сущности дела. Прогрессивная дореволюц. наука (А. Н. Пыпин, В. И. Семевский) и сов. историки (H. M. Дружинин, А. Н. Шебунин, М. В. Нечкина, В. Г. Базанов, В. В. Пугачев и др.) объясняют связи раннего декабризма с М. интересом к формам тайной обществ. орг-ций. Резко отрицат. отношение масонов к насилию и политич. борьбе обусловило дальнейшие расхождения. Однако определенная группа декабристов, причем весьма активных (П. И. Пестель, М. Ф. Орлов, Ф. Н. Глинка, Н. И. Тургенев, М. А. Дмитриев-Мамонов, А. Н. Муравьев и др.), сохраняла до нач. 1820-х гг. интерес к М. (особенно к высшим степеням). Это объяснялось повышенным вниманием декабристов к проблемам тактики, к опыту создания конспиративных групп, заговоров. По мере разочарования в тактике заговора и перехода к идее воен. революции декабристы окончательно обрывали связи с М. Однако запрещение М. пр-вом в 1822 декабристы встретили с осуждением. Правительств. запрет, с одной стороны, и окончат. разрыв с передовой общественностью с другой, ликвидировали М. как обществ. движение. В дальнейшем в истории рус. мысли М. заметной роли не играло, хотя делались неоднократные попытки возродить его.Лит.: Пыпин А. Н., Рус. масонство. XVIII и 1-й четв. XIX в., П., 1916; Вернадский Г. В., Рус. масонство в царствование Екатерины II, П., 1917; Пекарский П. П., Дополнение к истории масонства в России XVIII ст., СПБ, 1869; Ешевский С. В., Соч., т. 3, М., 1870; его же, Соч. по рус. истории, М., 1900; Масонство в его прошлом и настоящем, т. 1-2, М., 1914 -15; Пиксанов Н. К., Масон. лит-ра, в кн.: История рус. лит-ры, т. 4, ч. 2, М.-Л., 1947; Семевский В. И., Декабристы-масоны, "Минувшие годы", 1908, No 2, 3, 5-6; Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 22; Дружинин Н. М., Масонские знаки декабриста П. И. Пестеля, в кн.; Музей Революции Союза ССР, сб. 2, М., 1929; Базанов В. Г., Вольное общество любителей российской словесности, Петрозаводск, 1949; Плимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, "ВФ", 1957, No 2; Лотман Ю. M., M. А. Дмитриев-Мамонов поэт, публицист и обществ. деятель, "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та", 1959, в. 78; его же, Сочувственник А. Н. Радищева А. М. Кутузов и его письма к И. П. Тургеневу (вступ. ст. к "Письмам А. М. Кутузова...."), там же, 1963, в. 139; Gould P., History of Freemasonry, v. 1-6, L., 1884-87; Findel J., Geschichte der Freimaurerei, Bd 1, Lpz., 1861.Ю. M. Лотман. Тарту.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2110 | |
2 | 803 | |
3 | 680 | |
4 | 646 | |
5 | 628 | |
6 | 614 | |
7 | 604 | |
8 | 594 | |
9 | 564 | |
10 | 562 | |
11 | 552 | |
12 | 529 | |
13 | 522 | |
14 | 505 | |
15 | 498 | |
16 | 494 | |
17 | 489 | |
18 | 478 | |
19 | 476 | |
20 | 436 |