Советская историческая энциклопедия - накшбандийя
Связанные словари
Накшбандийя
накшбандийя (Накшбанди, Накшибенди, Накшбенди, Ходжагон) один из дервишских орденов, образовавшийся в 14 в. в Бухаре и затем получивший распространение в ряде мест Ср. Азии, Казахстана, Башкирии, Татарии, на Кавказе, а также в Индии, Индонезии, Зап. Китае, Афганистане, Иране (среди курдов), Турции, на Мадагаскаре, в Египте, Албании. Название Н. дано по прозвищу его офиц. основателя бухарского шейха Бахааддина Накшбанда (умер в 1388/89), бывшего резчиком (накшбанд) по металлу, а затем палачом при дворе чингисида Казан-хана. В Ср. Азии влияние Н. особенно упрочилось в сер. 15 в., когда во главе ордена стоял добившийся почти неограниченной власти (имел ок. 100 тыс. мюридов) феодал ходжа Ахрар. Видными духовными феодалами, владевшими огромными зем. угодьями, большими стадами скота, были и многие из преемников ходжи Ахрара, в числе приверженцев к-рых находились узб. ханы из династий Шейбанидов и Аштарханидов; преемники Ахрара эксплуатировали тысячи зависимых крестьян и рабов. Накопление огромных имуществ и участие в политич. жизни шейхи Н. оправдывали суфийским учением (см. Суфизм) о "бедности", по их истолкованию, заключающейся не в отсутствии богатства, но лишь в "духовном" отрешении от него, а также задачей мюридов Н. "спасти" отошедший от "истинного" пути мир. Шейхи Н. разжигали фанатизм, нетерпимость к людям другой веры.В Индии орден играл значит. роль в 16 в. в период Могольской империи; его шейхи представляли интересы наиболее консервативных феод. кругов. К Н. возводили себя также сектанты-ваисовцы "Староверского об-ва мусульман Ваисовского божьего полка", получившие распространение среди татар Поволжья во 2-й пол. 19 в. Секта ваисовцев распалась в нач. 20-х гг. 20 в.В Турции, где шейхи Н. активно участвовали в антиресп. выступлениях (нач. 1925), орден Н. (одновременно с др. дервишскими орденами) был распущен и его храмы закрыты (1925). Значит. изменения претерпели "ветви" ордена Н. и в др. странах; их шейхи, как правило, поддерживают правые реакц. круги.В СССР Н. сохранились в форме отдельных разобщенных групп и общин верующих, преим. в Ср. Азии и на Сев. Кавказе.Лит.: Гордлевский В. A., Избр. соч., т. 3, М., 1962, с. 369-92; Климович Л., Ислам в царской России, М., 1936; Иванов П. П., Хозяйство джуйбарских шейхов, М.-Л., 1954; Mozaffari Z., Isannar-dervisler, Qazan, 1931; Annuaire du monde musulman. Rédigé par Louis Massignon, 1954, P., 1955.Л. И. Климович. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2110 | |
2 | 803 | |
3 | 680 | |
4 | 646 | |
5 | 628 | |
6 | 614 | |
7 | 604 | |
8 | 594 | |
9 | 564 | |
10 | 562 | |
11 | 552 | |
12 | 529 | |
13 | 522 | |
14 | 505 | |
15 | 498 | |
16 | 494 | |
17 | 489 | |
18 | 478 | |
19 | 477 | |
20 | 436 |