Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - припамирские народности

 

Припамирские народности

припамирские народности (припамирские народы или припамирские таджики) термин, обозначающий ирано-языч. население Горно-Бадахшанской АО Тадж. ССР (ваханцы, ишкашимцы, шугнанцы, рушанцы, баджуйцы, хуфцы, бартангцы, язгулемцы), Афганского Бадахшана (также и зебакцы, сангличи), Синьцзян-Уйгурского авт. р-на КНР (сарыкольцы). В СССР (по данным родного языка) П. н. ок. 46 т. ч. (1961), в остальных странах ок. 80 т. ч. Говорят на памирских языках, входящих в вост.-иранскую группу. Антропологически относятся к памиро-ферганскому типу европеоидной расы. Верующие П. н. мусульмане-исмаилиты. Родственные между собой П. н. сложились к 10 в. на периферии этнич. территории таджиков, на базе древних сакских и, возможно, дардских племен, в результате особых ист., социально-экономич. и природных условий. В 1895 при установлении границы между Афганистаном и Россией, проведенной по р.

Пяндж, П. н. (исключая язгулемцев) оказались разделенными между двумя гос-вами (Афганистаном и Бухарой). С 1904 по договоренности с бухарским эмиром р-н Язгулем остался в составе Бухарской пров. Дарваз, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к России. Для всех П. н. характерны нек-рые общие черты хоз. деятельности и осн.

элементов материальной и духовной культуры. К суровым природным условиям Памира приспособлены земледелие высокогорного типа и скотоводство, традиц. типы орудий труда, жилища и одежды. Издавна языком общения между П. н., а также между П. н. и таджиками служил тадж. яз. В СССР, в связи с социалистич. перестройкой х-ва и культуры П. н.

, постепенно изживается обособленность и происходит их сближение (а частично и слияние) с таджиками. Большая часть П. н. в коллективизированных х-вах занята земледелием и животноводством. П. н., проживающие в Афганистане, в осн. сохраняют прежний уклад жизни: занимаются земледелием, скотоводством, охотой, ремеслами.

Лит.: Андреев М. С., Таджики долины Хуф, в. 1-2, (Душанбе), 1953-58; Моногарова Л. Ф., Материалы по этнографии язгулемцев, "Среднеазиатский этнографич. сб.", т. 2, M., 1959; Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963 (библ.); Эдельман Д., Современное состояние изучения памирских языков, "Вопр. языкознания", 1964, No 1.

Л. Ф. Моногарова. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):