Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - романтизм

 

Романтизм

романтизм (франц. romantisme) идейное и художеств. направление, возникшее в Европе на рубеже 18-19 вв. и охватившее философию, право, политэкономию, филологию, историографию и особенно ярко проявившееся в лит-ре и искусстве. Социальные и идейно-политич. корни Р. отличались крайней неоднородностью. С одной стороны, Р. представлял собой реакцию на мировоззрение Просвещения и Великую франц. революцию со стороны идеологов дворянства и консервативной буржуазии. Это направление, ведущее свое начало от реакц. публицистов и писателей конца 18 нач. 19 вв. (Э. Бёрк в Англии, Новалис и Ф. Шлегель в Германии, Ж. де Местр, Л. Бональд, Ф. Шатобриан и др. франц. эмигранты), противопоставило мировоззрению просветителей провиденциализм, традицию как оплот против революции, апологию средневековья (к-рое рассматривалось как эпоха господства католицизма и социальной гармонии), мистицизм, утверждение о примате чувства, интуиции над разумом и т.д. С другой стороны, Р. был порожден освободит. движением нар. масс, пробужденных Вел. франц. революцией, борьбой против феодализма и нац. гнета и в то же время разочарованностью широких обществ. слоев в результатах этой революции и капиталистич. прогресса в целом. В отличие от просветителей 18 в., горячо веривших в безусловность ист. прогресса, романтики видели преимущественно теневую, негативную сторону капиталистич. развития. Творчество романтиков этого направления было проникнуто протестом против угнетения и политич. реакции, поисками новых идеалов, к-рые приобретали в условиях того времени утопич. характер. Наконец, в творчестве многих романтиков тесно переплетались прогрессивные и реакц. элементы, а в разных сферах культуры и духовной жизни превалировали то реакц., то прогрессивные тенденции. Все это породило крайне противоречивые взгляды на Р. при попытках оценить его в целом.

Р. в историографии характеризовался некоторыми общими принципами. Это: идея органического (стихийного, независимого от воли отдельных людей) развития общества; историзм с нек-рыми элементами диалектики; представление о том, что история раскрывается в деятельности не отдельных лиц, а целых народов и наций, что каждому народу свойственно свое, неповторимое развитие и как следствие этого обращение от всемирной истории к нац. истории отдельных стран, возросший интерес к истории права, учреждений; особый интерес к средним векам и даже их идеализация; живой, красочный стиль изложения, широкое использование и цитирование ср.-век. источников, метод "вживания" и воссоздания, часто путем стилизации, далекого прошлого. Однако за этими внешними общими чертами скрывались весьма различные по своей социально-политич. направленности течения, совершенно по-разному применявшие и интерпретировавшие эти принципы. Реакционно-дворянский Р. вырос целиком из реакц. публицистики конца 18 нач. 19 вв. и еще далее развил выдвинутые ею положения. До нач. 30-х гг. 19 в. он господствовал в немецкой исторической и историко-юридической науке (историческая школа права, учения государствоведов К. Л. Галлера, А. Мюллера, т.н. нарративная школа Г. Луден, Г. Лео, в известной мере также Л. Ранке). Во Франции к этому течению были близки Ж. Мишо, Ж. Монлозье, отчасти П. Барант, в Англии Т. Карлейль.

Либерально-бурж. Р. господствовал во Франции, где до нач. 30-х гг. буржуазия все еще вела борьбу за политич. власть с дворянством (историки "эпохи реставрации" О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер, К. Фориель и др.), и отчасти в Англии (Г. Галлам, Дж. Кембл, Ф. Пэлгрев). Для этого течения Р. были характерны интерес к ср.-век. истории, гл. обр. с точки зрения ист. обоснования политич. прав буржуазии, и значит. влияние просветительных традиций, в частности элементы рационализма в подходе к истории. К аналогичному направлению в Германии можно отнести, хотя и со многими оговорками, Гегеля (по его философско-ист. взглядам), а также Ф. Раумера, Г. Гервинуса, Ф. Шлоссера.

После революции 1830 получило развитие мелкобурж. радикально-демократич. направление Р. (во Франции Ж. Мишле, в Швейцарии Ж. С. Сисмонди, в Германии В. Циммерман, в Польше И. Лелевель и др.). Его представители подходили к истории с позиций простого народа крестьянства и гор. ремесленников, уделяя особое внимание их жизни и борьбе. В то же время для многих из них характерна идеализация патриарх. быта, утопизм (что особенно отчетливо проявилось в воззрениях Сисмонди). Столь резкие различия в идейно-политич. направленности течений внутри романтич. историографии свидетельствуют об условности понятия Р. применительно к ист. науке и ставят под сомнение правомерность его обобщенного применения (в частности, либерально-бурж. историографию 1-й пол. 19 в. нередко к романтич. историографии не относят).

Для развития ист. науки имели большое значение исследования романтиков в нек-рых др. областях науки, напр. в области филологии, что способствовало повышению уровня источниковедч. работы, критики источников (Б. Г. Нибур и др.). Обращение романтиков к изучению старинных нар. обычаев, мифологии, фольклора, ср.-век. древностей (Я. Гримм, многие скандинавские ученые открыло новые возможности для ист. исследований. В целом романтич. направление в историографии, вопреки реакц. субъективной направленности творчества нек-рых его представителей, обогатило ист. науку многими плодотворными науч. выводами, отразив общие сдвиги в развитии ист. мысли, порожденные опытом франц. революции. Романтич. направление, являвшееся ведущим в 1-й пол. 19 в., уступило затем место позитивизму.

С нач. 20 в. и особенно с 20-30-х гг. в качестве одного из проявлений общего кризиса бурж. ист. мысли наблюдается возрождение реакц.-романтич. идей, известное под назв. неоромантизма. Возникший первоначально как протест против "механической цивилизации", неоромантизм был затем взят на вооружение фаш. псевдоисториками, восхвалявшими средневековье как время корпоративного строя, диктатуры вождей и т.д.; в наст. время он особенно характерен для католич. историографии; элементы неоромантизма присутствуют в концепции историков, к-рые ищут в ср.-век. обществе идеал строя, управляемого "элитой". Используя реакц. стороны Р. нач. 19 в., неоромантизм отказался от его плодотворных идей от теории органического развития, элементов диалектики и историзма в объяснении ист. процесса.

Лит.: Вайнштейн О. Л., Историография средних веков..., М.-Л., 1940, гл. 6, 8; Косминский E. A., Историография средних веков, (М.), 1963; Реизов Б. Г., Франц. романтич. историография, (Л.), 1956; Studien über die deutsche Geschichtswissenschaft, hrsg. von J. Streisand, Bd 1 Die deutsche Geschichtswissenschaft vom Beginn des 19. Jahrhunderts bis zur Reichseinigung von oben, В., 1963; Borries К., Die Romantik und die Geschichte, В., 1925; Mellon S., The political uses of history. A study of historians in the French Restoration, Stanf., 1958.

E. В. Гутнова. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):