Советская историческая энциклопедия - спиноза
Связанные словари
Спиноза
спиноза (Spinoza, собств. d'Espinosa), Барух (Бенедикт) (24.XI.1632 21.II.1677) голл. философ. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине Амстердама. Неск. лет учился в евр. религ. училище. Позднее, вступив в принципиальный конфликт с олигархич. руководством евр. общины Амстердама, насаждавшим среди своих единоверцев воинствующий иудаизм, С. был подвергнут т. н. "великому отлучению", проклят и изгнан из общины (1656). Найдя приют среди сектантов-пантеистов, С. в дальнейшем, полностью не порывая с этими кругами, сблизился также с партией Яна де Витта; в 1670 переехал в Гаагу, где оставался до конца жизни. Гл. произведения С.: "Богословско-политический трактат" ("Tractatus theologico-politicus", Hamb., 1670), "Этика" ("Ethica", 1675, впервые опубл. посмертно в его кн.: "Opera postuma", 1677), "Политический трактат" ("Tractatus politicus", не окончен, опубликован там же).Филос. система С. материализм, облеченный в форму пантеизма и утверждающий тождество безличного бога и единой бесконечной субстанции, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых С. модусами. Взаимодействие последних детерминировано подчиняется математич. и механич. законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности к-рого находилось в фокусе филос. интересов С.Во взглядах на общество С., один из виднейших представителей теорий естественного права и общественного договора, оставался идеалистом. Исходя из понятия неизменной человеческой природы, признавая огромную роль интереса в жизни людей, С. вместе с тем гипертрофировал морально-воспитательную функцию государства, считал ее определяющей и не замечал ни непримиримости клас. противоречий, ни клас. природы гос. организации.С. сформулировал ряд принципов антицерковной, полностью секуляризированной морали, решительно отвергающей потустороннее воздаяние и стремящейся объяснить поступки человека интересами реальной, земной жизни. Материалистич. филос. система С. вела его к атеизму (пантеизм С. по существу являлся формой атеизма). Атеизм С. основывался также на представлении о страхе как причине религ. суеверий и увязывался с осознанием политич. роли церкви как ближайшей союзницы монархич. правления. Он сопровождался поэтому антиклерикализмом, враждой ко всякой церкви как рассаднику невежества, суеверия и предрассудков. Огромное атеистич. значение имела и библейская критика С. Он одним из первых (в "Богословско-политич. трактате") стал рассматривать Библию (ее Ветхий завет) как обычный ист. источник, пришел к выводу о том, что Моисей не может быть автором Пятикнижия (как считала религ. традиция). Ограниченность атеизма С. проявилась в том, что это понятие он наполнял гл. обр. моральным содержанием и утверждал, что следует различать подлинную религию, основой к-рой является филос. мудрость, доступная лишь немногим интеллектуалам, и суеверие, основывающееся на предрассудках и являющееся неизбежным уделом подавляющего большинства людей. Поэтому и Библия, считал С., излишняя для первой категории лиц, необходима для "толпы".Материалистическо-атеистич. система С. оказала огромное влияние на вольномыслие в странах Зап. Европы в 17-18 вв., в т. ч. на франц. просветителей 18 в. и на таких нем. мыслителей, как Лессинг, Гёте, Гердер, Фейербах. В новейшей же бурж. литературе о С., всемерно подчеркивающей пантеистическую форму его учения, напротив, преобладает истолкование его взглядов как системы религ. воззрений.Соч.: Opera, im Auftrag der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, hrsg. von С Gebhardt, v. 1-4, Hdlb., (1925); в рус. пер. Избранные произведения в 2-х томах, (пер. с голл. и лат.), М., 1957.Лит.: Фишер Куно, История новой философии, т. 2 Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, СПБ, 1906; Кечекьян С. Ф., Этическое миросозерцание Спинозы, М., 1914; Мильнер Я., Бенедикт Спиноза, (М.), 1940; Соколов В., Философия Спинозы и современность, М., 1964; Dunin-Borkowski S., Spinoza, Bd 1-4, Münster, 1933-36; Meinsma К. О., Spinoza und sein Kreis, В., 1909; Wolfson Н. A., The philosophy of Spinoza, unfolding the latent processes of his reasoning, v. 1-2, N. Y., 1958; Feuer L. S., Spinoza..., Boston, 1958.В. В. Соколов. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2110 | |
2 | 803 | |
3 | 680 | |
4 | 646 | |
5 | 628 | |
6 | 614 | |
7 | 604 | |
8 | 594 | |
9 | 564 | |
10 | 562 | |
11 | 552 | |
12 | 529 | |
13 | 522 | |
14 | 505 | |
15 | 498 | |
16 | 494 | |
17 | 489 | |
18 | 478 | |
19 | 477 | |
20 | 436 |