Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - тагор

 

Тагор

тагор Рабиндранат (7.V.1861 7.VIII.1941) инд. писатель-гуманист. Писал на бенгальском яз. Многогранность деятельности Т. необычайна: он был также композитором, музыкантом, режиссером, актером, графиком, живописцем, философом, филологом, педагогом, обществ. деятелем. Т. родился в Калькутте в семье, давшей Индии многих деятелей культуры. Его дед Дварканатх Т. и отец Дебендронатх Т. лидеры Брахмо самадж. Т. получил домашнее образование, затем обучался в уч. заведениях Индии и Великобритании. Т. много путешествовал; находясь за границей, читал лекции об Индии, выступал против колониализма. В 1930 посетил СССР. "Письма о России" Т. полны искреннего восхищения достижениями сов. народа.

Перу Т. принадлежат св. 50 сб. стихов, 12 романов и повестей, св. 100 рассказов, пьесы, книги по вопросам языка и литературы, философии, религии, публицистич. статьи, учебники и пр.

Начало лит. деятельности Т. относится к 1880-м гг, (поэтические сб-ки "Вечерние песни", "Утренние песни" и др.). Уже в 90-е гг. Т. получил всеобщее признание. Лучшие его произв. проникнуты бескорыстной любовью к людям. В 90-е гг. Т. создал большую часть своих реалистич. рассказов. Направленные против власти тьмы, ср.-век. предрассудков, бесправия женщины, кастовой системы, расовой дискриминации и иноземного господства, рассказы Т. полны сочувствия к тяжелой доле крестьянина и "маленького" человека города. Т. глубоко чувствовал, безоговорочно и смело осуждал зло в любых его проявлениях. Однако Т. не видел иных средств преодоления зла, кроме совершенствования личности и всеобщего просвещения.

В самых значит. романах Т. "Гора" (1910) и "Дом и мир" (1916) наиболее полно раскрыта одна из ведущих тем Т. тема национального освобождения. Гл. герой "Горы" беззаветно любит родину, горячо сочувствует ее молодым силам, поднимающимся на борьбу с колониальным режимом.

В период подъема нац.-освободит. движения 1905-08 Т. примкнул к движению свадеши, но, разочаровавшись в методах "крайних" и осуждая насильственные формы борьбы, Т. вскоре отошел от него. В "Доме и мире", так же как и в публицистике 1907-08, Т. противопоставил политич. борьбе идею самосовершенствования человеческой личности.

За цикл стихов "Гитанджали" (1910), проникнутых любовью к человеку, Т. в 1913 была присуждена Нобелевская премия. В 30-е гг. гуманизм Т. обретает конкретно-политич. выражение в гражданской лирике ("Конечное", 1937, "Вечерний свет", 1938, и пр.) и в публицистике (выступления против фашизма, против империалистич. агрессии). Вершиной публицистики Т. является статья "Кризис цивилизации" (1941), обличающая бурж. цивилизацию и империализм.

Наследие Т., величайшего писателя совр. Индии, часть ее ценнейшего нац. достояния. Песня Т. "Джанаганамана" ("Душа народа") стала гимном Республики Индия, а песня "Амар шонар Бангла" ("Моя золотая Бенгалия") гимном Народной Республики Бангладеш. Произведения Т. переведены на многие языки мира. В СССР они издавались неоднократно.

Соч. в рус. пер.: Соч., т. 1-12, М., 1961-65.

Лит.: Гнатюк-Данильчук А. П., Рабиндранат Тагор, М., 1961; Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения, М., 1961; Рабиндранат Тагор. Биобиблиографич. указатель, М., 1961.

Е. В. Паевская. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):