Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - тайлор

 

Тайлор

тайлор Тэйлор (Tylor), Эдуард Бернетт (2.Х.1832 2.I.1917) англ. этнограф, исследователь первобытной культуры. Гл. труды: "Первобытная культура" (v. 1-2, L., 1871, рус. пер., М., 1939) и "Антропология" (L., 1881, в рус. пер. "Введение к изучению человека и цивилизации", П., 1924). С 1883 хранитель этнографич. музея при Оксфордском ун-те, с 1896 первый профессор основанной тогда кафедры этнографии (в то время наз.

кафедрой антропологии) этого ун-та. Наряду с Г. Спенсером Т. создатель эволюционной школы в истории культуры и в этнографии. Идеалистически подходя к истории культуры, Т. рассматривал ее как самодвижение идей в области техники, хоз. и духовной жизни человечества, выражающееся в развитии форм тех или иных орудий и приспособлений, видов иск-ва, верований и культов.

Несмотря на неправомерность уподобления развития культуры развитию органич. мира, концепция Т., как и эволюц. школа в этнографии в целом, была прогрессивной для своего времени. В противовес распространенной тогда теории, рассматривавшей отсталые народы как вырождающиеся и потому неполноценные, Т. выдвигал концепцию прогрессивного развития человечества, а культуру рассматривал как единое целое, в к-рое все народы мира внесли свой вклад.

Наибольшее внимание уделил Т. истории духовной культуры, особенно религии. Широко применяя в исследовании понятие пережитков, Т. вскрыл ист. корни многих, ныне непонятных или приобретших новый смысл обычаев и обрядов. Обобщив ист. данные о верованиях разных народов и впервые введя в изучение истории религии этнографич. материал, Т.

объединил различные представления о душах и духах, дав им общее назв. анимизм. Допуская существование дорелиг. эпохи в ист. развитии человечества, Т. в анимистич. представлениях усматривал тот "минимум религии", из к-рого в дальнейшем возникли все существующие религии. Анимистич. теория происхождения религии Т., получившая с 1870-х гг. широкое признание, представляла крупный шаг вперед по сравнению с господствовавшей ранее мифология, школой. Т. опровергал теорию божеств. откровения и показал естеств. психологич. корни религии. Однако в целом анимистич. теория Т. несостоятельна, т. к. исходит из идеалистич. понимания религии как чисто психологич. явления и неисторично рисует ход развития религ. идеологии как некий самостоятельный процесс. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):