Советская историческая энциклопедия - толстовство
Связанные словари
Толстовство
толстовство религ.-утопич. общественное движение, возникшее в 80-х гг. 19 в. в России на основе религ.-философ, учения Л. Н. Толстого. Арест, наложенный духовной цензурой в 1882 на No 5 жури. "Русская мысль" за опубликование "Исповеди" Толстого, послужил началом нелегального распространения его соч. ("Исповедь", "В чем моя вераг", "Критика догматического богословия", "Крейцерова соната" и др.) сначала в рукописных и литографированных списках, затем в заграничных изданиях М. К. Элпидина и В. Г. Черткова. В конце 80-х гг. появляются последователи и пропагандисты учения Толстого толстовцы. Они предполагали преобразовать общество путем морально-религ. совершенствования, проповедовали "всеобщую любовь", "непротивление злу насилием". Организуются "толстовские колонии" (в Тверской, Симбирской и Харьковской губ., Закавказье), к-рые вскоре распались. Известны попытки создания подобных колоний в 900-е гг. за пределами России (Манчестерская колония в Англии, "толстовская" ферма М. Ганди под Йоханнесбургом в Юж. Африке и др.). С толкованием учения Толстого и Т. выступили Н. Н. Страхов, В. С. Соловьев, А. Л. Волынский, Д. С. Мережковский и др. В нач. 900-х гг. о религ.-филос. идеях Толстого стали писать во Франции, затем Англии, Германии и Италии. Особый интерес к Т. проявила развивающаяся демократич. интеллигенция стран Востока. На это и обратил внимание В. И. Ленин, сказав, что "... именно идеологией восточного строя, азиатского строя и является толстовщина в ее реальном историческом содержании" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 102 (т. 17, с. 31)).Т. сразу же стали резко критиковать, с одной стороны, представители революц. демократии, народничества (М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Шелгунов, Н. К. Михайловский) за непротивленчество и отказ от революционной борьбы; с др. стороны представители офиц. церкви (архиепископ Никанор, архимандрит Антоний, проф. Казанской духовной академии А. Ф. Гусев и др.) за резкую критику православной церкви и офиц. религии. В 1897 миссионерский съезд в Казани признал Т. вредной сектой. Опасность Т., по мнению его участников, заключалась в том, что крестьяне, оставляя в стороне метафизич. сторону толстовского религ. учения, усваивали практич. сторону, антигосударственную, антицерковную направленность и уравнительные требования. Церк. руководство сознавало, что Т. может стать объединяющим началом для раздробленного сектантского мира. Поэтому под тщательный полицейский надзор были взяты сношения Толстого и его последователей с молоканами, духоборами, штундистами. Толстой выступал ходатаем перед пр-вом по делам сектантов, отдал гонорар за роман "Воскресение" (12 тыс. руб.) на переселение духоборов в Канаду. Но в то же время он противился созданию особой толстовской орг-ции и "толстовских колоний" (в 1906 изд-во "Посредник" издало брошюру Толстого "Против толстовства"). Несравненно больший обществ. резонанс имела просветительско-издательская деятельность толстовцев. В 1885 изд-во "Посредник", основанное В. Г. Чертковым и П. И. Бирюковым, начало издавать массовыми тиражами книги для народа. Толстой внимательно следил за работой издательства, писал для него статьи, рассказы. К работе были привлечены широкие круги демократически настроенной молодежи (среди сотрудничавших в "Посреднике" Н. К. Крупская, В. Д. Бонч-Бруевич). "Посредник" издавал произведения Н. С. Лескова, В. М. Гарпшна, А. П. Чехова, Г. И. Успенского, переводы зап.-европ. классики, пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене и т. п.В 1901 Синод отлучил Толстого от церкви. Это вызвало волну протеста и возмущения в России и за границей. Позднее в 1910 В. И. Ленин писал: "Святейший синод отлучил Толстого от церкви. Тем лучше. Этот подвиг зачтется ему в час народной расправы с чиновниками в рясах, жандармами во Христе, с темными инквизиторами, которые поддерживали еврейские погромы и прочие подвиги черносотенной царской шайки" (там же, с. 22 (т. 16, с. 296)).Обществ. движение, к-рое представляли рус. толстовцы, не оставило заметного следа в рус. обществ. жизни. Объясняя его неуспех, В. И. Ленин писал, что толстовцы превратили "...в догму как раз самую слабую сторону его (Толстого) учения" (там же, т. 17, с. 210 (т. 15, с. 183)). В. И. Ленин указал на историческую ограниченность и обреченность Т.: "1905 год был началом конца "восточной" неподвижности. Именно этот год принес с собой исторический конец толстовщине, конец всей той эпохе, которая могла и должна была породить учение Толстого..." (там же, т. 20, с. 103 (т. 17, с. 31)).Лит.: Толстовство как секта, "Миссионерское обозрение", 1897, No 9-10, 1898, No 5; Толстовцы и их учение по данным 3-го Всероссийского Миссионерского съезда, Тифлис, 1900; Скворцов Д. И., Совр. русское сектантство, М., 1905; Скворцов В., Духоборы в Америке и граф Л. Н. Толстой, СПБ, 1901; Пругавин А. С., О Льве Толстом и толстовцах. Очерки, воспоминания, материалы, М., 1911; Путинцев Ф., Толстой, толстовство и сектантство, "Революция и культура", 1928, No 17; Дунаев Б., Люди и людская пыль вокруг Л. Н. Толстого, М., 1927; Груздев И. А., Горький и его время, 1868-1896, 3 изд., М., 1962; Ганди М., Моя жизнь, пер. с англ., М., 1959; Bixbó J., Count Tolstoy and the new Quakerism, "The Arena", N. Y., 1902, v. 28; Gandhi M. K., Young India, (Madras), 1923; Nag K., Tolstoy and Gandhi, Patna, 1950; Weisbein N., L'évolution religieuse de Tolstoi, P., 1960.H. И. Азарова. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2110 | |
2 | 803 | |
3 | 680 | |
4 | 646 | |
5 | 628 | |
6 | 614 | |
7 | 604 | |
8 | 594 | |
9 | 564 | |
10 | 562 | |
11 | 552 | |
12 | 529 | |
13 | 522 | |
14 | 505 | |
15 | 498 | |
16 | 494 | |
17 | 489 | |
18 | 478 | |
19 | 477 | |
20 | 436 |