Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - трипитака

 

Трипитака

трипитака (санскр., букв. три корзины; в палийск. транскрипции типитака) название буддийской канонич. лит-ры. Религ. традиция приписывает создание входящих в Т. текстов самому Будде. Первоначально эти догматы передавались изустно внутри буддийской монашеской общины (сангхи). Ок. 80 до н. э. они были впервые записаны на языке пали на о-ве Цейлон. Записанные на пальмовых листьях тексты канона буддизма хранились в трех плетеных корзинах (питаках, отсюда название этих текстов).

Существуют и др. тексты Т. Делались попытки создания унифицир. текста канона путем сопоставления его многочисл. вариантов (буддийские соборы в Мандалае (1871) и в Рангуне (1954)), но безуспешно. Большинство входящих в Т. сочинений переведено на европ. языки, нек-рые из них переведены на рус. (Пратимокша-сутра, пер. И. Минаева, СПБ, 1869; Сутанипата, пер. Н. И. Герасимова, М., 1899; Дхаммапада, пер. В. Н. Топорова, М., 1960).

Канон состоит из 3 частей: 1) Виная-питака (Vinaya-pitaka), или "корзина устава": входящие в нее 5 кн. излагают правила поведения и образа жизни буддийских монахов и мирян, условия приема в монаш. общину и исключения из нее, организац. структуру общины и ее историю; 2) Сутта-питака (Sutta-pitaka), или "корзина поучений". Это самая обширная часть канона. 5 ее сборников содержат множество книг, излагающих буддийское вероучение в форме изречений (афоризмов), рассказов-притч и бесед Будды и его учеников. Важнейший из сборников Кхуддака-никая, среди 15 кн. к-рого особенно известны: Дхаммапада, излагающая в краткой поэтич. форме догмы буддизма, Сутта-нипата, посвященная буддийской этике, Тхерагатха и Тхеригатха (песнопения монахов и монахинь) и Джатаки рассказы о земных перевоплощениях Будды; 3) Абхидхамма-питака (Abhidhammapitaka), или "корзина объяснения учения", в к-рой в форме вопросов и ответов излагается сущность буддийской философии. В нее входит 7 кн. религ.-филос. содержания, посвященных учению о дхармах (мельчайших частицах "истинного бытия"), вопросам логики, психологии, морали и пр. в их буддийской интерпретации.

Т. ценнейший памятник древнеинд. культуры, содержащий богатые сведения по истории, экономике, философии, праву и религии Др. Индии. Т. (гл. обр. Сутта-питака) имеет большую художественную ценность.

Публ.:Pali text society, v. 1-84, L., 1882-1931.

Лит. см. при ст. Буддизм.

А. Н. Кочетов. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):