Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - вальденсы

 

Вальденсы

вальденсы (позднелат. Valdonses), "лионские бедняки" (лат. Pauperes de Lugduno), или леонисты (лат. Leonistes), еретич. секты в христианстве, возникшие в последней четверти 12 в. и распространенные в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии, Испании, Швейцарии. По мнению ср.-век. хронистов, свое назв. получили от лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Valdès), который, согласно преданию, роздал свое имущество и стал проповедовать бедность (ок. 1175). Возможно, назв. произошло от наименования жителей долин Дофине и Пьемонта.

Резко и всесторонне критикуя католич. церковь, В. требовали от нее полного отказа от собственности и доходов, в частности от десятины; не признавали действенности таинств, совершенных католич. духовенством; отвергали возможность отпущения им грехов и допускали исповедь мирян друг другу все это вело к ликвидации сословия священников.

В. не признавали догмата о Христе (считая каждого честного человека сыном божьим, имеющим божеств. душу, а тело столь же почитаемым, как тело Христа). Они не почитали крест. не поклонялись иконам, отрицали необходимость церк. зданий и молитв за умерших (в связи с отрицанием чистилища). Утверждение В., что все добрые люди являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католич.

духовенства, в т. ч. римского папы (выступали против приписываемой ему особой миссии наместника св. Петра). Выдвинутый В. уже в 12 в. тезис о необходимости слушаться только бога, а не людей, вел к отказу от подчинения светским властям, к-рых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать (отражение борьбы нар. масс против феод. гос-ва и против гор. патрициата). Осуждали грабительские крестовые походы. В. делились на отказавшихся от собственности, труда и семьи "перфектов", или "сандалиатов", и на содержавших их "верующих" и "друзей". В. собирались на свои съезды, вели различными средствами пропаганду против католич. церкви, используя сделанные ими переводы Евангелия на народные языки. Осн. массу В. составляли ремесленники и крестьяне. В экономически отсталых р-нах (высокогорные терр. Франции, Сев. Италии и Швейцарии) ересь В. приняла специфич. характер являлась реакцией "...патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма...", представляла собой "...реакционную, по форме и содержанию, попытку отгородиться от исторического развития" (Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, нек-рые общины В. сохранились и в 20 в.

(в Савойе, Пьемонте и Швейцарии).

Лит.: Бортник Н. A., Еретич. секты Италии 1-й половины ХШ в., Сб. "Средние века", 1957, в. 10; Haupt H., Waldensertum und Inquisition im südöstlichen Deutschland, Freiburg, 1890; Comba E., Storia dei valdesi, Firenze, 1930; Mohr M., Waldes und das frühere Waldensertum, "Zeitschrift für Religionsund Geistesgeschichte", 1957, Jg. 9, H. 4; Werner E. und Erbstösser M., Sonal-religiose Bewegungen im Mittelalter, Wiss Zeitschrift für Karl Marks Univ. Gesellschaftsund sprachwissensch Reihe, 1957-59, Jg.

7, H. 3; Koch G., Neue Quellen und Forschungen über die Anfange der Waldenser, "Forschungen und Fortschritte", 1958, Jg. 32, H. 5.

Н. А. Бортник. Свердловск. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):