Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - воскресные школы

 

Воскресные школы

воскресные школы школы для взрослых в дореволюц. России, работавшие по воскресным дням. Возникли в 1859 в Киеве по инициативе проф. П. В. Павлова, а также Н. И. Пирогова. В обстановке подъема обществ. движения В. ш. быстро распространились по всей России. В 1862 в 50 губерниях насчитывалось 274 В. ш.

(по др. данным 316) 243 муж. и 31 женская, в т. ч. 34 школы в Петерб. губ., 9 в Моск. губ. и т. д. Обучение было бесплатным, труд преподавателей (студенты, учителя, писатели, журналисты, чиновники, офицеры) безвозмездным. Гл. контингент учащихся В. ш. составляли рабочие и солдаты. Унифицированных программ В. ш. не имели, предусматривалось начальное обучение.

При В. ш. создавались библиотеки и читальни. В создании В. ш. большую роль сыграла революц. интеллигенция, рассматривавшая их не только как одну из форм просвещения народа, но и как легальную форму антиправительств. пропаганды. Среди распорядителей и преподавателей были деятели революц. подполья: А. А. Слепцов, С. С. Рымаренко, А. А. и Н. А. Серно-Соловьевичи. Революц. пропаганда велась в В. ш. Петербурга, Москвы, Казани, Перми и др., в частности читались прокламации: "Что нужно народу", "Что делать войску", "Молодая Россия" и др.

Пр-во и губ. власти вначале не препятствовали деятельности В. ш. В дальнейшем, в связи с раскрытием Харьковско-Киевского тайного об-ва, члены к-рого были педагогами В. ш., было возбуждено следствие о воскресном движении и создана спец. комиссия. В июне 1862 по распоряжению Александра II B. ш. были закрыты. В 1864 вновь разрешено открывать В.

ш., но гл. обр. представителям духовенства. За деятельностью В. ш. был установлен надзор полиции и инспекции нар. училищ. С кон. 80-х гг. В. ш. возрождались более широко. В нек-рых из них занятия проводились не только в воскресные и праздничные дни, но и по вечерам в будни. Революционеры сочетали в В. ш. легальное обучение с нелегальной работой. В 80-е гг. с В. ш. в Петербурге и Москве были связаны первые марксистские группы Благоева, Точисского, Бруснева. В 90-х нач. 900-х гг. революц. пропаганду в В. ш. активно вели с.-д. в Петербурге, Москве, Харькове и др. городах. Учительницами В. ш. были Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, Е. Д. Стасова, А. М. Коллонтай, З. П. и С. П. Невзоровы и др. В. И. Ленин уделял большое внимание работе В.

ш., содержанию преподавания на уроках и использованию школ для расширения с.-д. пропаганды в массах. Важным центром революц. работы петерб. марксистов была Корниловская школа ("Смоленские классы"). Здесь неоднократно бывал В. И. Ленин, встречался с рабочими. Тесную связь с В. ш. поддерживал Петерб. союз борьбы за освобождение рабочего класса.

В апр. 1895 В. И. Ленин провел совещание с группой учительниц В. ш. Петербурга. В В. ш. устраивались конспиративные собрания встречи с рабочими. Связь с учащимися В. ш. давала возможность получать информацию о положении рабочих. Из В. ш. и вечерних курсов вышли известные революционеры И. В. Бабушкин, В. А. Шелгунов. В. ш. существовали до Вел. Окт. революции 1917.

Лит.: Лемке М., Очерки освободит. движения "шестидесятых годов" по неизд. док-там, СПБ, 1908; Абрамов Я.

В., Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее, СПБ, 1900; Барабой А. З., Харьковско-Киевское революц. тайное об-во 1856-60 гг., в сб.: ИЗ, т. 52, (М.), 1955; Таубин Р. A., Революц. пропаганда в воскресных школах России в 1860-62 гг., "ВИ", 1959, No 8; Бланк А., Вечерне-воскресные школы в Петербурге, "Нар. образование", 1960, No 8; Крупская Н. К., Пед. соч. в 10 тт., т. 1, М.

, 1957 (Автобиографич. статьи); Бабушкин. И. В., Воспоминания. 1893-1900 гг., М., 1955; Славные большевички. (Сб. очерков), М., 1958; Шелгунов В. A., Мои воспоминания о воскресных школах, "Школа взрослых", 1939, No 7.

M. Г. Седов. Москва, А. С. Бланк. Череповец. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):