Средневековый мир - абеляр пьер
Связанные словари
Абеляр пьер
А. называют самым блестящим умом своего времени. Он продолжал традицию номинализма, хотя его учителем был не только Росцелин, но и реалист Гильом де Шампо. А. затмил своих учителей. Образованнейший человек, знаток ант. философии, он говорил только на лат. языке, славился как мастер диспута и великолепный преподаватель. Учениками А. были антипапист Арнольд Брешианский, Элоиза и др.
А. — автор оригинальных латино-язычных философско-теологич. сочинений: «Введение в теологию», «Христианская теология», «Познай самого себя», «Да и нет», «Диалектика», а также автобиографич. повести «История моих бедствий». А. дважды осуждали церк. соборы: в 1121 г. — Суассонский (за соч. «О божественном единстве и троичности») и в 1140 г. — Санский. Главную роль в организации последнего сыграл аббат Бернар Клервоский.
Исповедуя разновидность номинализма — концептуализм и придерживаясь рационалистам, позиций в теологии (в частности, он выдвинул идею двойственной истины), А. значительно рационализировал отношения веры и разума. В отличие от Ансельма Кентерберийского, утверждавшего: «Верю, чтобы понимать», А. ввел противоположную формулу: «Понимать, чтобы верить». Верить можно лишь в то, что познано интеллектом, разумом. В своем главном филос. труде «Да и нет» А., сопоставляя цитаты из произведений «отцов церкви», показал их противоречивость и даже противоположность друг другу, указал на необходимость разумного, осмысленного подхода к любым утверждениям, сентенциям, как бы авторитетны ни были их авторы.
После скитаний по разным монастырям А. поселился в Шампани, в обители, которую назвал Параклет. Затем он стал аббатом монастыря в Бретани, правда ненадолго. В конце концов, после тягостных скитаний и второго осуждения собором и папой, измученный А. отрекся от своих взглядов и ушел в монастырь Клюни (см. Клюнийское аббатство), где через два года умер.
Лит.: Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959; Абеляр П. Теологические трактаты / Пер., комм., сост. С.С. Неретиной. М., 1995; Баткин Л.М. Письма Элоизы к Абеляру: личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура. М., 1990; Рассел Б. История западной философии. М., 1959; Сидорова НА. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953; Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957; Федотов Г.Л. Абеляр. Пг., 1924; Штекль А. История средневековой философии. М.,1912.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь
Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик
1999
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 902 | |
2 | 711 | |
3 | 710 | |
4 | 646 | |
5 | 608 | |
6 | 576 | |
7 | 567 | |
8 | 551 | |
9 | 551 | |
10 | 462 | |
11 | 456 | |
12 | 442 | |
13 | 439 | |
14 | 427 | |
15 | 422 | |
16 | 412 | |
17 | 404 | |
18 | 402 | |
19 | 402 | |
20 | 401 |