Поиск в словарях
Искать во всех

Средневековый мир - гуситы

 

Гуситы

гуситы последователи и сторонники учения Яна Гуса, участники широкого общественного и нац. движения в Чехии в первой пол. XV в. за реформу католич. церкви (в дальнейшем названного гуситским). Впервые заявили о себе весной 1419 г., когда начались их походы в горы, а также в период восстания, поднятого в Праге Яном Желивским (1419). Делились на два лагеря: умеренные — чашники (в основном пражане) и непримиримо настроенные — табориты. Поскольку разделение чеш. общества в гуситский период осуществлялось не по принципу «низы против верхов», а по принадлежности к религ. учению, среди г. (как и среди католиков) имелись представители всех слоев чеш. общества. Главные социальные силы г. — дворянство, горожане, духовные и светские интеллектуалы, крестьяне — выступали против католич. церкви и нем. патрициата городов.

Название «чашники» произошло от требований г. установить единый для духовенства и мирян обряд причащения — и хлебом и вином (до этого миряне причащались только хлебом). Г. потребовали «чашу для всех». Их символом стала чаша — сосуд для церк. вина. Последователи Гуса стали причащать вином из чаши и простой народ. Поэтому г. называют «подобоями», или «утраквистами» (от чеш. и лат. слов, означающих причащение под двумя видами).

Требования чашников были изложены в т.наз. «четырех пражских статьях»:

1) свободная проповедь слова Божьего в духе гусизма на чеш. языке;

2) право мирян на причащение под обоими видами;

3) секуляризация церк. земель, духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос. Этим фактически утверждалась «дешевая» церковь;

4) искоренение «смертных грехов», противных закону Божию.

Среди чашников было много феодалов, зажиточных бюргеров, рыцарей.

Табориты — сторонники радикальных действий — получили свое название по месту сбора на горе Табор, где затем они основали город (Табор). Табор возник как община «воен. коммунизма», каждый, приходивший в Табор, отдавал все свое имущество в общий фонд и вступал в «общину равных», предметы первой необходимости в которой распределялись поровну. Признавая программные положения чашников, табориты трактовали их шире и радикальнее: уничтожение феод, сословий, имущественных различий, раздел секуляризированных земель, полная свобода проповеди, уничтожение феодалов и их собственности. Табориты избирали своих священников, их главной целью была вооруженная борьба, недаром они назвали себя «Божьими воинами». Возглавлял таборитов Ян Жижка. Таборитский «коммунизм» продержался недолго: со временем «Божьи воины», разорявшие монастыри, храмы, замки, стали применять принцип дележа награбленного, значительную часть которого оставляли себе их командиры. Табор наложил повинности на окрестное крестьянство, став, таким образом, как бы коллективным феодалом. Табориты разоряли лишь владения панов-католиков, дворяне-гуситы продолжали эксплуатировать своих крестьян, как и раньше. Среди таборитов было больше представителей крестьянства, гор. плебса, но были и рыцари, бюргеры и т.д. Выделялись крайне левые — хилиасты (ожидавшие второго пришествия Христа и наступления 1000-летнего царства Божьего на земле; см. Хилиазм), а также группа экстремистов — пикартов. Действия таборитских войск отличались особой даже для Средневековья жестокостью.

Лит.: Гуситское движение в освещении современников / Сост. и пер. Л.П. Лаптева. М., 1992; Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962; Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV века. М., 1990.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь

Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик

1999

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины