Поиск в словарях
Искать во всех

Юридический словарь - кант (kant) иммануил

Кант (kant) иммануил

кант (kant) иммануил (17241804) немецкий философ и ученый, идеолог буржуазного реформизма, один из создателей концепции "правового государства". Родился в г. Кенигсберге в семье мелкого бюргера. В 1745 г. окончил Кенигсбергский университет, в 1755-1770 гг. работал там в качестве доцента (в 1770-1796 гг. профессора философии).

Дважды избирался на пост ректора. Главные политико-юридические произведения К.: "Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве". Учение К. о государстве и праве необходимо рассматривать в связи с его философскими и нравственными взглядами. По мнению К.. человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, является субъектом нравственного сознания.

Поведение человека зависит от нравственного закона, на который не влияют внешние обстоятельства. Этот закон К. назвал "категорическим императивом". Понимание К. права опирается на его представления о свободе личности. Не каждый может использовать свою индивидуальную свободу для реализации "категорического императива", на практике она нередко превращается в произвол одного лица по отношению к другим. Условия, которые ограничивают этот произвол с помощью объективного общего закона свободы, К. назвал правом. Оно должно быть общеобязательным. Этого можно достичь, наделив его принудительной силой. Такую силу способно обеспечить только государство. Появление государства и его существование оправдывается требованиями "категорического императива". К. таким образом связывает государство с этикой и правом. Под государством К. понимает объединение "множества людей, подчиненных правовым законам". Благо и назначение государства, по К.. в совершенном праве, в соответствии организации государства принципам права, в торжестве права и его охране. Этот тезис позволяет считать К. одним из создателей теории "правового государства". По вопросам происхождения государства он был сторонником договорной теории. Нравственный долг, уважение к естественному праву побуждают людей перейти к жизни в гражданском обществе. Они заключают договор, в результате которого возникает государство. А так как все люди. вступившие в соглашение, морально полноценны, то государству запрещается обращаться с ними как с существами, которые не знают морального закона. К. называет нарушение этого принципа величайшим деспотизмом (например, в абсолютных монархиях). Взгляд К.

на государство был прогрессивным для своего времени. Он, как и сторонники буржуазного либерализма, выступал против чрезмерной "опеки" государством своих граждан, так как считал, что оно подавляет самостоятельность человека, ведет к нравственному перерождению личности. К. полагал, что по "общественному договору" человек отказывался от своей внешней свободы для того, чтобы получить подлинную свободу в правовом государстве.

Право К. делит на три категории: естественное право, положительное право и справедливость. Естественное право состоит из двух видов частное и публичное право. Частное право регулирует отношения индивидов как собственников, а публичное отношения между людьми в государстве. К. сторонник буржуазного правопорядка, который основывается на общеобязательных законах. Он подвергает критике феодальные порядки, настаивает на равенстве в частноправовых отношениях. Но К. сам же и отступает от своей мысли, когда оправдывает власть мужа над женой, хозяина над слугой, т.е. признает человека объектом частного права. К. защищает прогрессивную демократическую идею народного суверенитета. В основе понимания им этой идеи мысль о том, что каждый человек сам способен определить содержание государственных актов, участвовать в принятии конституции. К., как и Ж. Ж. Руссо, считает, что верховенство народа приводит к свободе, равенству и независимости всех граждан в государстве.

Но, тем не менее, речь не идет о полной демократии. К. делит граждан на активных и пассивных. Последние лишены избирательного права потому, что выполняют распоряжения других (эксплуатируемые классы). Эта особенность в понимании народного суверенитета исходит из типичных реформистских позиций К. Идею разделения властей в государстве, выдвинутую Монтескье, К.

понимает по-своему. Он не считает их равноценными. Три власти законодательная (коллективная воля народа), исполнительная (управление, подчиненное законодательной власти) и судебная (назначаемая исполнительной властью) только во взаимном согласии и соблюдении субординации могут обеспечить процветание государства. Формам государства К. не уделял особого внимания. Он рассматривал их исходя из количества законодательствующих лиц. По К., существует три вида государственного устройства: автократия (абсолютизм), аристократия и демократия.

Способы управления К. считал главными для определения государственного устройства. С этой точки зрения. выделяются республиканская и деспотическая формы управления. В республике исполнительная власть отделена от законодательной, а в деспотии они находятся в одних руках. Кант признает, что монархическая форма власти вполне может быть республиканской, если законодательная и исполнительная власти разделены, а демократия может превратиться в деспотизм и даже совмещаться с ним (К.

учитывал, что при демократическом правлении трудно отделить законодательную власть от исполнительной). К. был сторонником конституционной монархии. Он опасался, что из его идеи о народном суверенитете могут быть сделаны радикальные выводы. Поэтому он поддерживает положение: "Всякая власть происходит от Бога". У К. это выражено в запрете для народа обсуждать происхождение государственной власти и критиковать характер ее законов. В этих противоречивых утверждениях проявляется, по сути дела, конфликт между либеральными и этатическими взглядами К. К. выступал против революции, так как считал ее открытой борьбой за власть, приводящей к анархии и преступлениям. Смену же политико-юридических учреждений необходимо проводить с помощью реформ. К. допускал для народа только пассивное сопротивление существующим государственным порядкам. "В сочинении "К вечному миру" К. осуждает войну, ратует за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств. Он выдвигает проект установления "вечного мира" в отдаленном будущем, когда будет создана глобальная федерация самостоятельных равноправных государств-республик. Достижение этой цели требует просвещения и воспитания народов, доброй воли правителей. Учение К. о государстве и праве, хотя в нем и содержались противоречия, оказало огромное влияние на последующее развитие политико-юридической мысли. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):