Поиск в словарях
Искать во всех

Юридический словарь - ленин (ульянов) владимир ильич (1870-1924)

Ленин (ульянов) владимир ильич (1870-1924)

ленин (ульянов) владимир ильич (1870-1924) теоретик большевизма, последователь учения К. Маркса, организатор и вдохновитель Октябрьской социалистической революции, первый руководитель советского государства. Родился в Симбирске. В 1891 г. в Самаре экстерном сдает экзамены за юридический факультет Петербургского университета, начинает деятельность профессионального революционера. В период 1895-1917 гг. разворачивает активную работу по подготовке пролетарской революции, изучает историю философии, развивает идеи марксизма. В 1895 г. инициирует образование в Петербурге "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", участвует в работе I съезда РСДРП (Минск). С 1903 г. руководит деятельностью ЦК большевистской партии (РСДРП (б)). После Октябрьской социалистической революции возглавляет советское правительство (СНК). Совет рабочей и крестьянской обороны (1918-1920). В 1917-1923 гг. основное внимание уделяет строительству государственного аппарата, разработке основ экономической политики, развитию теории "научного коммунизма". Вопросы теории государства и права интересовали Л. главным образом с точки зрения проблем власти: способов ее завоевания и удержания. Государство Л. воспринимал как аппарат для систематического применения насилия, возникающий только "там и тогда, где и когда появлялось деление общества на классы". "Государство, по мысли Л.. есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Предусмотренную Ф. Энгельсом возможность возникновения государства в бесклассовом обществе посредством "азиатского способа производства" Л. игнорировал. Он выделял следующие этапы развития человечества: а) первобытнообщинный строй; б) рабство ("через которое прошла вся цивилизованная Европа"); в) крепостническое общество; г) капитализм; д) коммунизм (социализм переходный период, период диктатуры пролетариата). Развивая теорию марксизма об эволюции капиталистического способа производства. Л. создал учение об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Он назвал пять основных признаков империализма, обусловливающих возможность замены его более прогрессивным социалистическим способом производства: а) концентрация производства и капитала, создание монополий; б) слияние банковского капитала с промышленным, образование финансовой олигархии; в) перевес вывоза товаров над вывозом капиталов; г) создание международных союзов капиталистов, делящих мир между собой; д) конец территориального раздела мира (с точки зрения экономического влияния), борьба за его передел.

Следующим закономерным этапом общественного развития, по мнению Л., мог быть только социализм, который к уже формально обобществленным при империализме средствам производства приспособит более совершенные производственные отношения. Однако чуть позднее Л. пришел к выводу, что с наибольшей вероятностью победа пролетарской революции может быть достигнута не в высокоразвитой, а в одной, отдельно взятой, отсталой капиталистической стране "слабом звене в цепи империализма", в частности в России.

Это ленинское положение вступает в противоречие с его же учением об империализме, поскольку предполагается, что в стране должны быть созданы объективные условия для перехода к социализму, в частности концентрация производства достигает необходимых размеров, пролетариат становится наиболее многочисленным классом общества.

Кроме того, мысль о возможной победе революции в одной стране противоречила теории марксизма, ориентированного на осуществление пролетарской революции в международных масштабах. Значительно расширил Л. и марксистские представления о сущности и содержании понятия "диктатура пролетариата" как одной из разновидностей "диктатуры класса".

По его мнению, режим диктатуры пролетариата ничем не ограниченная власть, опирающаяся на террор и насилие по отношению к классовым противникам должен охватывать собой весь период социализма. Если учесть, что цель социализма уничтожение классов, которые, по предположению Л., будут существовать на протяжении всего периода диктатуры пролетариата (т.е. социализма), то получается, что диктатура единственно возможный способ существования социалистического общества.

По сути дела, провозглашая "диктатуру класса" единственным способом существования государства, Л. оправдывал любой, даже самый антиправовой режим государства. Особенно много внимания вопросам теории государства и права Л. уделял в 1917-1919гг. в связи с необходимостью обосновать историческую закономерность свершившейся социалистической революции и определить методы воплощения диктатуры пролетариата.

Под руководством и при непосредственном участии Л. в тот период были приняты декреты, положившие начало развитию практически всех отраслей правовой системы. Причем наряду с законодательными актами советского правительства источником права была признана программа большевистской партии. В период построения организационно-правовых основ социалистического государства Л. придерживался той точки зрения, что диктатура пролетариата это власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами, что для революции необходимы не "общенародные" учреждения уже изжившего себя буржуазного парламентаризма, а республика Советов как форма диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Начав с констатации того, что "в буржуазной республике Учредительное собрание является высшей формой демократизма", он отказался признать законной "формально-юридическую сторону" общенародного избрания представительных органов власти на том основании, что республика Советов с ее ярко выраженной дискриминацией ранее господствовавших классов есть якобы еще более высокая форма демократии. Понятие "право", таким образом, Л. ставил в абсолютную зависимость от понятия "власть". Ни о каком разделении властей не могло быть и речи. Признавая необходимость формального соблюдения законности. Л. настаивал на введении в уголовное законодательство "принципиального" положения, мотивирующего "суть и оправдание террора, его необходимость и пределы". Не следует переоценивать негативную направленность данного тезиса, поскольку речь шла не о расширении террора, а о. его легализации в условиях реального общественного противостояния. Суд в этой ситуации должен был использовать террор в заранее установленных пределах. Власть, устанавливающая эти пределы, была практически ничем не ограничена. Последовательностью ленинская позиция в отношении права не отличалась; он, например, осуждал римское право (как право господствующего класса эксплуататоров), в частности, за то, что действие закона о наказании за убийство в Древнем Риме не распространялось на случаи убийства рабов. В то же время Л. признавал абсолютное право пролетариата (как господствующего класса) на правовой произвол и издание таких законов, которые преследовали цель "законного" уничтожения целых классов. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):