Поиск в словарях
Искать во всех

Политический словарь - демократический социализм

Демократический социализм

демократический социализм ключевая идейно-политическая концепция социал-демократии. Впервые термин " демократический социализм" использовал в 1888 году Д.Б.Шоу. До первой мировой войны его использовали Э.Бернштейн и О.Бауэр, в межвоенный период К.Каутский и Р.Гильфердинг. В послевоенное время демократический социализм становится официальной доктриной социал-демократического движения. Контуры этой концепции намечены во Франкфуртской декларации Социалистического Интернационала (1951), в программных документах западноевропейских социал-демократических, социалистических, лейбористских партий конца 50-х начала 60-х годов. Так, Годесбергская программа (1959) Социал-демократической партии Германии (СДПГ) ориентирует своих членов на социализм. В "Основной программе" стержневую роль играет понятие социализма как "постоянной задачи".

Ни в этой, ни в другой программе нет четкого разграничения между социализмом как движением, социализмом как теорией и социализмом как состоянием. Под категорией социализма как постоянной задачи понимается прежде всего такое движение к социализму, которое не предполагает наличия переломного момента, качественного скачка, знаменующего переход к социализму-состоянию.

Само восприятие социализма как состояния общества не допускается, так же, как нет и термина построения социализма. Социализм, по мнению теоретиков социал-демократии, не нуждается в формулировке конечной цели: вспомним известную формулулозунг Э.Бернштейна "То, что считают конечной целью, для меня ничто, движение все". В.Брандт авторитетнейшая фигура в социал-демократическом движении говорил о демократическом социализме как о "никогда не кончающейся задаче все больше и больше, вновь и вновь осуществлять социальные требования демократии в процессе политической борьбы, проводить в социальную действительность право индивидуума на личную и политическую свободу". Вопрос о завоевании рабочим классом политической власти как предпосылки и условия общественных преобразований (как он стоит у коммунистических партий) с повестки дня социал-демократии снят. На авансцену теоретических разработок выдвинулся лозунг "социальной демократии", основным компонентом которого является триада: свобода, справедливость и солидарность. Эти ценности не просто морально-этические постулаты, но и руководящие принципы проведения конкретной политики. Свобода, как определяет Декларация принципов Социалистического Интернационала, это результат индивидуальных и совместных усилий, которые представляют собой две части единого процесса. Каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями. Справедливость означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенства в правах и возможностях. Это требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также освобождение от зависимости либо от владельцев средств производства, либо от тех, кому принадлежит политическая власть. Солидарность носит всеобъемлющий и глобальный характер. Это практическое выражение общности человечества и чувство сострадания к жертвам несправедливости. В эпоху беспрецедентной взаимозависимости между личностью и государством принцип солидарности приобретает особое значение, поскольку он необходим для выживания человечества. Кроме того, социал-демократия привержена ценностям эпохи Великой французской буржуазной революции 1789 года. Отсюда постоянный интерес к равенству, которое предполагает равную ценность всех людей и служит непременным условием свободного развития личности и социального прогресса. Известная модернизация концепции демократического социализма был предпринята в 80-е годы в ряде документов социал-демократических партий, Социалистического Интернационала. Социалдемократия приступила к решению тех проблем, которые во многих европейских странах обозначаются как " кризис прогресса". Проект демократического социализма стал включать в себя модель индустриальной цивилизации. В центре дискуссий, развернувшихся вокруг данной модели, встали такие вопросы, как: понятие экономического роста; социальное управление техникой; будущее мира труда; социально ответственное производство энергии; новый индивидуализм; новые формы всеобщей безопасности; беспримерные масштабы интернационализации. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):