Политический словарь - проханов иван степанович
Проханов иван степанович
Основал первое в России единоверческое издание "Беседа". После окончания института в 1893 посетил Л.Н. Толстого в Ясной Поляне; по просьбе писателя побывал у выехавших на Кипр из России духоборов. Поступил на работу (в качестве заместителя директора) на сахарный завод Н.Н. Неплюева в Черниговской губернии (Неплюев – основатель религиозных трудовых братств; его деятельность представляла собой попытку оживить православие).
Основал в Таврической губернии первую в России евангелическую всеобщину (коммуну) "Вертоград". В 1895 – 98 знакомился с духовной жизнью религиозных обществ и изучал христианское богословие в Англии (в Бристоле в баптистском колледже и Лондоне в колледже конгрегационалистов), на богословском факультете Берлинского университета, на факультете протестантского богословия Парижского университета.
По возвращении в Россию попал под негласный надзор полиции. Работал в Риге, с 1901 – в Петербурге инженером в фирме "Вестингауз" (до 1921). Выпустил около 10 сборников стихов и духовных песен, издавал журнал "Христианин", религиозную газету "Утренняя Звезда", создал в 1908 свободоверческое издательство "Радуга".Был избран первым председателем Петроградской общины евангелических христиан. В 1906 основал Русский евангелический союз. Организатор Всероссийских съездов евангелических христиан (1-й в 1909, 2-й в 1910, 3-й в 1911). На Всемирном конгрессе в Стокгольме и в Филадельфии в 1911 Проханов был избран вице-президентом Всемирного союза баптистов.
После Февральской революции 1917 организовал и провёл в апреле в Петрограде 4-й Всероссийский съезд евангелических христиан. Летом основал в Тверской губернии протестантскую коммуну "Гельфсимания", превратившуюся в одно из образцовых кооперативных товариществ. На Государственном совещании в Москве 14 августа сделал заявление от имени Всероссийского союза евангелических христиан: "Приветствуя мужественное решение Временного правительства сказать всю правду стране... и признавая, что для ближайшего спасения Родины и свободы в этот страшный час от надвинувшейся с запада угрозы прусского милитаризма и внутренней опасности анархии и контрреволюции, для доведения целой и неразделённой страны до Учредительного Собрания и укрепления в России навсегда строя народовластия необходима твёрдая и сильная власть, опирающаяся на нравственную поддержку и доверие всех организованных живых сил страны, необходимо: оздоровление армии, упрочение дисциплины и порядка в стране, упорядочение транспорта, финансов, продовольствия, промышленности и другие решительные политические и социально-экономические мероприятия. Всероссийский союз евангелических христиан полагает, что главное средство, без которого означенная система мер успеха иметь не может, заключается в психологии, факторе веры в материальные и духовные ресурсы страны и в великое провиденциальное назначение России. Для спасения России в самом широком смысле необходимо: 1) раскрепощение государственной церкви, реформация её в смысле возрождения духовного мира и демократизации её строя, отделение её от государства... 2) утверждение свободы совести в полном её объёме, действительное уравнение перед законом всех религий и церквей и вероисповеданий... 3) возникновение обществ и организаций, имеющих своей целью распространение Евангелия и этических начал в народе и популяризации заветов Христа.." (" Государственное совещание", с.72 – 73). После Октябрьской революции Проханову настоятельно советовали уехать из России. Он остался, говоря, что если уедет из Петрограда, то уедет последним. Считая Советскую власть гарантией проведения принципа свободы совести, все факты притеснения христианских общин относил на счёт произвола и неосведомлённости местных властей.
Организовал и провёл 5-й Всероссийский съезд евангелических христиан в конце 1918 в Москве, 6-й съезд в Петрограде в 1919, 7-й в 1920 в Москве, 8-й в 1921 в Петрограде. В 1920 организовал Временный Всероссийский общий Совет евангелических христиан и баптистов и начал издание единого органа "Братский Союз". В 1921 составил и издал "Краткий справочник – Республика и Свобода совести"– сборник указов и распоряжений Советской власти по религиозным вопросам.Основал и вёл в Петрограде библейскую школу, впоследствии Библейский институт, который выпустил за 1922 – 29 420 проповедников. Неоднократно преследовался органами ВЧК и ГПУ. В конце 1925 выехал в Америку для сбора средств на издание духовной литературы, в ноябре 1926 вернулся в Москву. В 1926 основал в Нью-Йорке журнал "Евангелие в России" (на английском языке), в 1931 – журнал "Евангелическая Вера".
В 1928 выехал за границу, издал в Америке автобиографию "В котле России" (на английском языке). В СССР не вернулся. Последнее пребывание в США – с конца 1933 по июль 1935. Скончался в Германии. Сочинения: Евангельское христианство и социальный вопрос, Пг., 1918. Литература: Попов В., Христианские коммуны И. Проханова, " Наука и религия", 1990, № 7. M.E. Голостенов. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 932 | |
2 | 810 | |
3 | 808 | |
4 | 633 | |
5 | 511 | |
6 | 484 | |
7 | 479 | |
8 | 431 | |
9 | 430 | |
10 | 428 | |
11 | 422 | |
12 | 416 | |
13 | 416 | |
14 | 412 | |
15 | 408 | |
16 | 402 | |
17 | 394 | |
18 | 387 | |
19 | 381 | |
20 | 371 |