Поиск в словарях
Искать во всех

Политический словарь - утопия

Утопия

утопия (гр. и нет + topos место, букв, место, которого нет) теория, изображающая идеальный общественный строй, не осуществимый на практике. По мнению К. Маингейма, основная функция У. функция социальной критики, и этим она отличается от идеологии, выполняющей апологетическую функцию. Прообразом всех утопий является " Государство" Платона. Термин "У." восходит к названию работы английского мыслителя Т. Мора (1516). Общими чертами всех У. являются критика существующего общественного устройства и изображение политического идеала в подробных описаниях, В У.

, как правило, отражаются интересы какой-л. социальной группы или класса. В античности и в эпоху Возрождения У. существовала в виде описаний путешествия в какую-то неизвестную страну (Т.Мор, М. М. Щербатов); детального описания вымышленного государства (Т. Кампанелла, А. А. Богданов); политической программы, содержащей невыполнимые для своего времени требования (Дж.

Уинстенли);; преображения политического идеала, существовавшего, по мнению его автора,. прошлом (Ф. Бэкон) или привидевшегося во сне (А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский) и т.д. Многие утопические сочинения предлагали решение конкретных политических и социальных проблем, к примеру, трактат Эразма Роттердамского "О вечном мире", "Рассуждение о мире и войне" В. Ф. Малиновского, "Философия общего дела и Н. Ф. Федорова и др. Особую роль в истории утопических, идей играет утопический социализм Л утопический коммунизм проекты преобразования общества на социалистических и коммунистических началах, на принципах справедливости, свободы, равенства и братства. Как отмечают специалисты, русский утопизм обладает некоторыми специфическими особенностями, отличающими его от западноевропейского. К их числу относят: религиозный имманентизм уверенность в возможности божественного совершенства, имманентного миру и человеку; установку на посюстороннее осуществление того, что составляет божественную сущность христианства, утверждение христианского идеала Царства Божьего как всецело земного, созидаемого людьми без Бога; ожидание всеобщего и свободного воплощения идеала на земле; потребность жить "бесконечным" Абсолютом; теургическое беспокойство стремление непосредственного влияния на жизнь, ход истории и связанная с этим проблема личной ответственности за судьбы мира; надежда исключительно на собственные силы; мессианизм вера в свою миссию указать людям пути правильного и справедливого жизнеустройства; антрополатрия оптимистическая вера в человека.

В литературе существуют различные виды типологизации У. В частности, американский философ Л. Мэмфорд предлагает классифицировать У. следующим образом: по социально-классовому признаку феодальная, крестьянская и т.д.; по содержанию архитектурная, феминистская и т.д.; по форме роман, трактат; по способу реализации преобразование мира, бегство от него.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):