Политология словарь - идеология
Идеология
Идеология(от греч. idea идея и logos учение: учение об идеях) в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной социальной структуры с позиций обособленного субъекта познания.
Развитие науки в Западной культуре привело к господству "объектного" осознания предмета. Объект и субъект познания в этой парадигме жестко противопоставлены и разделены, задача человека осмыслить предмет так, как он есть в себе. В обществе такое познание затруднено и проблематично, поскольку люди осмысливают свой внутренний опыт, а он всегда частичен. К частичности опыта присоединяются ценностные ориентации и цели деятельности людей и их различных корпораций, которые модифицируют содержание знания об общества.
Развитие свободы в Западной политике привело к возникновению либерального сознания, которое становится оппозиционным по отношению к господствующей государственной ментальности, которая до этого момента была доминирующей. Возникает дихотомия официальной и оппозиционной идеологии, которые взаимодействуют сложным образом, в зависимости от соответствия общества и государства. Особенно жестко эта дифференциация идеологий проявляется с появлением радикализма, в особенности, пролетарского, в частности, марксизма.
Идеология получает развитие в трех основных формах, которые выражали аспекты основы и тенденции эволюции промышленной культуры. К этим формам идеологии относятся консерватизм, либерализм и радикализм. К консерватизму тяготеют традиционные политические силы, выражающие интересы наличной культуры. Либеральная идеология выразила содержание развитой промышленной культуры. Радикализм, критически осмысливая реальность, нацеливал оппозиционеров в отношении к наличной культуре на революционно-реформационные действия по кардинальному преобразованию общества. Политическая и идеологическая история промышленной Европы представляет собой, по сути дела, историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.
Проблема идеологии тесно связана с управлением обществом, с проблемой насилия и, соответственно, с судьбами практически всех людей планеты. Поэтому в современном обществе делаются попытки разделить идеологию и утопию (К.Ясперс, К.Мангейм и др.). Идеология позволяет обосновать господство в политике и обществе исторически актуализированных субъектов, способствовать их превращению в политическую элиту. Утопия ориентирована на псевдоисторию, позволяет актуализироваться мнимым политическим и социальным субъектам. В реальности социализация утопии как консервативной, так и радикальной, приводит к социальным деструкциям и к росту насилия. В современном мире насилие приобрело форму Апокалипсиса, поэтому проблема утопичности политической деятельности становится одной из самых актуальных проблем. В то же время разделить идеологию и утопию принципиально невозможно, это противоречие разрешается в практической сфере. Поэтому можно констатировать, что мощь человечества, которая создана в постиндустриальном обществе, востребует новую идеологию и новую организацию планетарного сообщества.
Отрицательные стороны идеологии привели к возникновению попыток отказаться от этой "нестрогой и субъективированной" формы осмысления общества и обоснования форм деятельности в нем. Эта "идеология" получила название "деидеологизации" (Д.Белл). Но практика показала утопичность этой идеи, поскольку принципиально невозможно создать альтернативное "неидеологичное" осознание общества.
Очевидно, что снижение уровня корпоративности и спекулятивности идеологического сознания связано с развитием политической и общечеловеческой культуры. В постмодернистском ментальном и плюралистичном политическом пространствах идеологическая актуализация осуществляется за счет бесцензурного открытого взаимодействия множества культурно-политических субъектов. Получает востребованность интегративная идеология, в основе которой зафиксирована идея сотрудничества, а не противоборства различных идеологических и политических субъектов.
Для современной России характерна в высшей степени неопределенная и спекулятивная идеология.
Коротец И.Д.
Политология. Словарь. — М: РГУ
В.Н. Коновалов
2010
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 834 | |
2 | 526 | |
3 | 505 | |
4 | 484 | |
5 | 471 | |
6 | 463 | |
7 | 452 | |
8 | 439 | |
9 | 437 | |
10 | 428 | |
11 | 427 | |
12 | 425 | |
13 | 422 | |
14 | 418 | |
15 | 402 | |
16 | 401 | |
17 | 395 | |
18 | 394 | |
19 | 393 | |
20 | 389 |