Поиск в словарях
Искать во всех

Политология словарь - национализм

Национализм

национализм

(nationalism) Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу. Таким образом он имеет иное измерение, чем патриотизм, который подразумевает чувство привязанности к своей стране или нации, не связанное с какой-либо программой политических действий. Важно отличать конкретные виды национализма, имеющие собственные подходы к политике, от универсальных принципов национализма. Большинство "националистов" руководствуются программой, предназначенной для своей нации, но далеко не всегда задумываются о значении других национальностей. Именно в этом смысле национализм сравнивают с пустой бутылкой: форма есть, а содержания нет. Так, в Индии перед получением ею независимости партия Индийский национальный конгресс (Congress, India) благодаря идеям национализма смогла объединить таких разных личностей, как Джавахарлал Неру (Nehru) (реформатор, веривший в разумное планирование), Кришна Менон (марксист) и М. К. Ганди (Gandhi) (индуистский аскет, выступавший против индустриализации). Общим для принципов разных видов национализма является утверждение приоритета национальной принадлежности над принадлежностью к классу, религии или человеческому роду в целом. Одно из его направлений можно в общих чертах определить как "романтический" национализм. Он, в частности, ассоциируется с германской реакцией на универсализм и рационализм эпохи Просвещения (Enlightenment). С точки зрения "романтиков", людей понять, учитывая языковые, культурные и исторические факторы, связывающие их с определенной территорией, легче, чем в контексте общечеловеческих свойств. Таким образом, основополагающие ценности, формирующие общества и среду их обитания, являются локальными, а не всеобщими. Видным теоретиком романтического национализма был Д. Г. Хердер (1744–1803), который писал о важности для каждого народа Volksgeist (народного духа). Экономическая сторона подобного национализма заключается в вере в то, что собственность и контроль над важнейшими ресурсами должны принадлежать только национальным структурам. Его политическим выражением является принцип самоопределения, направленный на устройство политической жизни в форме национального государства (nation-state) – суверенной общности, в которой преобладает одна нация. Одно из преимуществ национального государства состоит в том, что его власть, как естественное воплощение единства и воли граждан, способна создать прочную основу для законного правительства. Второе преимущество, говоря словами американского поэта Роберта Фроста, сводится к тому, что "добрая изгородь делает добрых соседей". Народы, которые в пределах своих границ в экономическом и культурном отношении чувствуют себя в безопасности, могут вести переговоры с другими народами в благожелательном и дружественном духе. Огромный же недостаток национального государства состоит в том, что оно не соответствует реальности. Народы мира не распределены по четко обозначенным национальным территориям, и в национальном государстве всегда имеются меньшинства, создающие трудности и таящие в себе разрушительные силы. Даже такие массовые демографические миграции, как "обмен" населением между Грецией и Турцией после войны 1914–18 гг. или выселение немцев из Польши после войны 1939–45 гг., едва ли сделали проблему менее болезненной. В частности, германский, русский и турецкий народы так расселены по евразийскому континенту, что это бросает вызов любым попыткам провести границы с целью самоопределения. Применение принципа самоопределения в Версальском договоре 1919 г. привело к созданию слишком маленьких для успешной обороны или экономического развития государств, к появлению репрессивных и антидемократических режимов и стойких межэтнических противоречий. Тот же аргумент может привести к выводу, что такие многонациональные общности, как Австро-Венгерская империя или (позднее) СССР, обладали большими преимуществами, чем национальные государства. Цели, к которым стремится национализм в различных своих формах, различаются весьма значительно. В классических случаях, в Германии и Италии XIX в., суть националистических устремлений состояла в достижении политического единства и независимости. Но во главу может быть также поставлена идея сохранения культурного единства (как утверждают почти все приверженцы валлийского (уэльского) национализма, сохранение валлийского языка и культуры – определяющее направление их движения), или расширение территории, или защита людей своей национальности, проживающих в "чужих" странах. Равным образом, проблема может заключаться в сохранении культурной или политической автономии. Например, "английский национализм" редко упоминается как таковой, а упоминания о "британском национализме" почти неизвестны, но когда Англии или Британии угрожает интеграция в более крупную европейскую общность или дезинтеграция, голоса не только об английском, но и о британском национализме слышатся все отчетливее. Варианты национализма определяются широким и недостаточно определенным понятием "нация". Это слово, существующее в английском и во всех романских языках, имеет латинское происхождение: ср. слова "натальный" (рожденный) или "нэйтив" (местный уроженец). Но в латинском языке слово Nationem относилось скорее к таким понятиям, как "племя", "клан" или "семья", а не к таким крупным, территориально привязанным группам, о которых мы говорим как о нациях сегодня. В Англии XVIII в. можно было услышать упоминания о нациях "смитов", "иудеев", "цыган" или о "королевской нации" (королевская семья или династия). Термин "нация" применительно – прежде всего или в основном – к таким странам, как Англия или Франция, стал использоваться сравнительно недавно. На вопрос о том, каковы общие характеристики нации и, следовательно, критерии принадлежности к ней, даются различные и часто противоречащие друг другу ответы. Представление о том, что критерием нации служит место рождения, поскольку индивид именно таким образом получает национальность (гражданство), в настоящее время неприемлемо. Действительно, некоторые современные национальности, такие как американская или израильская, состоят преимущественно из людей, которые сами сменили национальность или это сделали их предки. Некоторые классические аргументы в пользу национализма, принадлежащие, в частности, германским националистам Ю. Г. Фихте, братьям Якобу и Вильгельму Гримму, а также валлийским националистам, свидетельствуют о том, что ключом к национальности является общий язык (language), поскольку именно он связывает людей с историей, мифологией и территорией. Эта тройственная связь (язык, территория и мифология/совместный исторический опыт) представляет собой, возможно, наиболее логичную и развитую теорию национальности, однако она неспособна объяснить феномен таких многоязычных национальностей, как швейцарцы, индийцы или бельгийцы, и совсем не соответствует реальности, в которой различные нации считают родным языком испанский или английский. Таким образом, современная национальность состоит из сочетания в различных комбинациях этнической и языковой идентичности, общего осознания совместного исторического опыта, единой культуры и религии. Нельзя понять политику буров Южной Африки (африканеров) или квебекцев, не приняв во внимание того, что их групповое единство перешагнуло через некий решающий порог и приобрело качество национальности; этот порог не перешагнули "черноногие" (французские) поселенцы в Алжире и так и не достигли афроамериканцы (американские негры). Понятие "эпоха национализма" часто употреблялось по отношению к посленаполеоновской Европе и к движениям, которые привели к объединению Германии и Италии. Особая важность этого периода заключалась в том, что именно тогда утвердились влиятельные парадигмы и подходы в понимании национальности. Однако отчетливые националистические чувства проявлялись за несколько веков до этого в Англии и Франции, и Шекспир вложил их в уста многих своих героев, включая короля Иоанна, Генри V и ( что парадоксально) Джона Гонта. Завершающееся XX столетие тоже можно рассматривать как век национализма. Действительно, к чему иному, как не к национализму, относятся некоторые формы утверждения национальности среди "сотни наций", проявившиеся после

распада СССР в 1991 г. ad absurdum (национализмом абсурда).

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир".

Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.

2001

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины