Словарь книжников и книжности Древней Руси - азбучная молитва
Азбучная молитва
Стихотворение является акростишной молитвой, в которой каждый стих начинается с очередной буквы славянского алфавита (’ακροστιχίδα κατ’ ’αλφάβητον). Написана А. м. 12-сложным размером – «политическим стихом» (στίχοζ πολιτικόζ). В 40 стихотворных строчках реконструированного текста А. м. Преобладает цезура после 5-го слога (5+7), в двух случаях она делит строку на 7 и 5 слогов, а в двух стихах – на 6 и 6. Образцом метрики для А. м. Послужили «Мысли, написанные одностишиями» Григория Богослова – 24 строчки, образующие азбучный акростих и начинающиеся стихом: «’Αρχην ‛απάντων καὶ τέλοζ ποιοῦ θεόν» (PG t.37, col.908). Это изречение перефразировано Константином Преславским («Добро есть от бога начинати и до бога коньчавати яко же рече етер Богословьць Григор»), и с него он начинает свое прозаическое вступление к «Учительному евангелию».
Содержание А. м. отражает идеи IX–X вв., связанные с крещением Болгарского государства при князе Борисе-Михаиле и с созданием славянской письменности братьями Кириллом и Мефодием. В стройной композиции раскрывается образ лирического героя – одним из первых среди славянских книжников он ищет силу, творческое вдохновение, чтобы записать буквами словесную мудрость. В А. м. проявляется гордость автора тем, что он продолжает эпохальный подвиг своих учителей. В стихотворении звучит восторг и решимость «нового народа» – славян-неофитов – утвердить свое право создавать культуру на родном языке вопреки запретам средневековой реакции. Впечатление полета создается запоминающейся метафорой: «И летит ныне словеньско племя». Гражданственность и гуманистический пафос роднит это поэтическое произведение с блестящей апологией славянской письменности того же времени – «Сказанием» Черноризца Храбра.
Подробная библиография изданий и исследований памятника приведена в монографии К. Куева. Здесь же опубликовано 38 списков А. м. (еще два списка К. Куев опубликовал в отдельной статье).
Изд.: Добровский И. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители: Историко-критическое исследование / Пер. с нем. М. П. Погодина. М., 1825, с. 151; Срезневский. Памятники, с. 191; Антоний, еп. [Вадковский]. Из историй христианской проповеди: Очерки и исследования. 2-е изд. СПб., 1895, с. 161; Соболевский А. И. Церковно-славянские стихотворения IX–X вв. и их значение для изучения церковно-славянского языка. – Тр. 11 Археол. съезда в Киеве. М., 1902, т. 2, с. 28–37; Куев К. М. 1) Азбучната молитва в славянските литератури. София, 1974; 2) Новооткрити преписи на Азбучната молитва. – Palaeobulgarica / Старобългаристика. София, 1979, кн. 4, с. 26–33.
Лит.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. – ЧОИДР, 1846, № 3, отд. 1, с. 46; Шафарик П. И. Расцвет славянской письменности в Болгарии / Пер. с чеш. О. Бодянского. – ЧОИДР, 1848, № 7, с. 50–51; Малышевский И. И. Свв. Кирилл и Мефодий: (Речь, произнесенная на акте в Киевской духовной академии 7 апреля 1885 г.). – ТКДА, 1885, т. 2, кн. 8 (август), с. 552–553; Frankо I. Kleine Beiträge zur Geschichte der kirchenslavischen Literatur. I. Konstantins «Alphabetisches Gebet». – AfslPh, 1914, Bd 25, S. 150–179; Георгиев E. 1) Две произведения на св. Кирила. София, 1938; 2) Кирил и Методий – основоположници на славянските литератури. София, 1956, с. 141–201; Зыков Э. Г. 1) К вопросу об авторе Азбучной молитвы. – Изв. на Ин-та за българска литература. София, 1960, кн. 9, с. 173–197; 2) Судьба «Азбучной молитвы» в древнерусской письменности. – ТОДРЛ, 1971, т. 26, с. 177–191; 3) Русская переделка древнеболгарского стихотворения. – ТОДРЛ, 1974, т. 28, с. 308–316; История на българската литература. София, 1963, т. 1. Старобългарска литература, с. 115–117; Трифунoвић Ђ. Азбучник српских средњовековних књижевних појмова. Београд, 1974, с. 13–14; Речник на българската литература. София, 1977, т. 2, с. 238–239; Джамбелука-Коссова А. Възстановим ли е текстът на Азбучната молитва? – Palaeobulgarica / Старобългаристика, 1978, кн. 2, с. 52–65; Трендафилов X. Неизвестный список Азбучной молитвы. – Старобългаристика, 1986, год. 10, № 1, с. 77–80.
Д. В. Кенанов
Словарь книжников и книжности Древней Руси
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 418 | |
2 | 413 | |
3 | 410 | |
4 | 392 | |
5 | 389 | |
6 | 378 | |
7 | 376 | |
8 | 375 | |
9 | 374 | |
10 | 371 | |
11 | 369 | |
12 | 368 | |
13 | 367 | |
14 | 367 | |
15 | 366 | |
16 | 365 | |
17 | 364 | |
18 | 362 | |
19 | 359 | |
20 | 359 |