Словарь книжников и книжности Древней Руси - епистолия... о неделе
Епистолия... о неделе
Епистолия падает с неба в Риме по одной версии апокрифа (она считается более древней, переведенной с греческого на болгарский с XI–XII вв.), и в Иерусалиме – по другой (переведена на болгарский в XIII–XIV вв., русские списки, возможно, с XV в.). Возникновение этой версии А. Д. Седельников связывает с деятельностью иерусалимского патриарха Иоакима.
Названия апокрифа в русской традиции сильно варьируются: «Слово образа нерукотвореннаго господа бога спаса нашего Иисуса Христа»; «Епистолия святая неделя»; «Слово святая епистолия», «Послание господа нашего Иисуса Христа с небесе спадшее в светы град Иерусалим»; «Епистолия господа нашего Иисуса Христа о святей преславне благочестивей недели» и др.
Апокриф получил широкое распространение в украинской рукописной традиции, сюжет его отразился в украинском и белорусском фольклоре и великорусских духовных стихах (см., например: Бессонов П. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование. М., 1864, ч. 2, вып. 6, с. 68–96).
В книге А. де Сантос Отеро перечислено 65 славянских списков Е., в том числе русские списки XV–XVI вв.: БАН, 17.11.6; ГБЛ, Волок. собр., № 85; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 791; ГИМ, Синод. собр., № 556; ГИМ, собр. Хлудова, № 135; ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 11/1088; ЦГИА, кол. Синода, № 1302 и № 1528.
Изд.: Епистолия и сказанье о неделе. – ПЛ, вып. 3, с. 150–153; Епистолья о недели. – Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 314–322; Ящуржинский Хр. «Письмо» – апокриф. – Киевская старина, 1891, № 11, с. 300–302; Дикарев М. А. Апокрифы, записанные в Кубанской области. – В кн.: Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., 1900, с. 73–92; Лавров П. А. Апокрифические тексты. – СОРЯС, т. 67, № 4 СПб., 1901, с. 152–162; Вилинский С. Г. 1) Болгарские тексты «Епистолии о неделе». – Летопись Ист.-филол. о-ва при Новорос. ун-те. Одесса, 1902, т. 10. Виз.-слав. отд., т. 7, с. 87–124; 2) Кирилло-Белозерский список «Еиистолии о неделе». – Там же, 1905, т. 13, с. 1–22; Радченко К. «Епистолия о неделе» по Филиппопольскому и Белградскому спискам. – ЧИОНЛ, 1904, кн. 18, вып. 2, отд. 3, с. 1–21; Франко. Апокрифы, т. 4, с. 49–79; Яворский Ю. А. Два замечательных карпато-русских сборника XVIII в., принадлежащих Университету св. Владимира. – Киев. унив. изв., 1910, № 1, Прибавления, с. 23, 55–63; Коniř A. Cirkevněslovanské redakce apokryfu «Epištola na nedĕli». – Slavia, 1927–1928, roč. 6, s. 308–334, 685–708; Седельников А. Из истории «Епистолии о неделе»: Иерусалимско-Иоакимовская версия у русских и у южных славян. – Slavia, 1932, roč. 11, seš. I, s. 56–72, seš. 2, с. 274–294.
Лит.: Пыпин А. Для объяснения ложных книг и преданий: Неделя и «Епистолия о неделе». – ЛЗАК за 1862–1863 гг., 1864, вып. 2, с. 1–15; Веселовский А. Опыты по истории развития христианской легенды. – ЖМНП, 1876, март, с. 50–116; июнь, с. 326–328; Сумцов Н. Ф. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888, с. 116–121; Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII вв. СПб., 1903, с. 378–379, 251–253; Murko M. Zapadna «Epistola о nedelji» v južno-slovanski književnosti. – In: Jagić-Festschrift: Zbornik u slavo Vatroslava Jagića. Berlin, 1908; Коniř A. Apokryf «Epištola na neděli» v literatuře církevnoslovanské. – Listy filologické, 1914, t. 41, s. 23–35, 104–111, 217–230; Santos Оtеro A. de. Die handschriftliche Űberlieferurig der altslavischen Apokryphen. Berlin; New York, 1978, Bd 1, S. 158–169.
М. А. Салмина
Словарь книжников и книжности Древней Руси
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 419 | |
2 | 417 | |
3 | 411 | |
4 | 394 | |
5 | 390 | |
6 | 379 | |
7 | 378 | |
8 | 376 | |
9 | 375 | |
10 | 372 | |
11 | 371 | |
12 | 370 | |
13 | 368 | |
14 | 368 | |
15 | 367 | |
16 | 366 | |
17 | 364 | |
18 | 364 | |
19 | 360 | |
20 | 360 |