Словарь книжников и книжности Древней Руси - питирим епископ пермский
Питирим епископ пермский
Начало местного празднования памяти П. Е. Е. Голубинский относит к царствованию Василия Шуйского, так как в 1607 г. была написана икона, изображающая трех пермских епископов (Герасима, П., Иону), и водружена над их телами в Благовещенской церкви в Усть-Выми. Память пермских епископов отмечается церковью 29 января.
В написанном Пахомием Логофетом Житии митрополита Алексея сообщается, что основным источником сведений о святом автору послужило произведение П., который «нечто мало о святем списа и канон тому в похвалу сложи» (Житие митрополита всея Руси святого Алексия... Вып. 1. С. 6). На основании этого заявления историки приписали П. включающуюся в летописи статью «О Алексеи митрополите», считая, что это и есть памятник, о котором говорит Пахомий. Однако указанная статья читается в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской, восходя в них к своду 1408 г. (Летопись Троицкая); Г. М. Прохоров полагает, что статья «О Алексеи митрополите» написана одновременно с Повестью о Митяе (Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 150–156). Поскольку П. писал свое произведение после обретения мощей митрополита Алексея (1431 г.), атрибутировать ему летописную статью не представляется возможным. По-видимому, сочинение сербского агиографа полностью вытеснило из рукописной традиции написанное П. наспех (по свидетельству Пахомия) Житие, как это случилось и с Житием Сергия Радонежского, принадлежащим перу Епифания Премудрого. Время сохранило лишь написанную П. службу на обретение мощей московского митрополита, которая читается в минеях под 20 мая. П. принадлежит и служба на память митрополита Алексея (12 февраля); при этом В. Яблонский установил, что в печатные минеи вошла служба, уже отредактированная Пахомием Логофетом. Как сообщает третья редакция сказания о обретении мощей митрополита Алексея, гимнографическое творчество П. получило санкцию собора русских епископов во главе с митрополитом Ионой. Научное издание и той, и другой службы П. отсутствует.
Если верить местным преданиям, П. читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (Михайлов М. Усть-Вым // Вологодские губернские ведомости. 1850. Часть неофиц., № 32. С. 366). Сохранилась рукопись ГИМ, собр. Уварова, № 264, вложенная П. в Благовещенскую церковь в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI в. (Леонид, архимандрит. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 1. С. 101).
Епископу П. приписана одна из поздних редакций Повести о Петре и Февронии, сохранившаяся в единственном списке кон. XVII – нач. XVIII в. ГПБ, собр. Титова, № 2085 (Повесть о Петре и Февронии / Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 204–205); атрибуция эта, разумеется, совершенно неосновательна.
Лит.: Евгений [Болховитинов]. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. 2-е изд. СПб., 1827. Т. 2. С. 167–168; Жития святых Российской церкви. Также иверских и славянских. Месяц январь. СПб., 1857. С. 405–428; Макарий [Булгаков]. 1) Материалы для истории русской церкви. IX. Житие св. Алексия, митрополита русского, составленное, вероятно, архимандритом Питиримом (прежде 1439 г.). Примеч. // Духовный вестник. Харьков, 1862. Т. 1. С. 47; 2) История русской церкви. 2-е изд. СПб., 1886. Т. 5. С. 243–244; СПб., 1887. Т. 6. С. 324–325; Суворов Н. Исторические сведения об иерархах древне-Пермской и Вологодской епархии // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1865. № 17. С. 695–696, 700–706; Будрин Е. Очерк истории Пермской епархии // Пермские епархиальные ведомости. 1868. Отд. неофиц., № 24. С. 403–410; Ключевский. Древнерусские жития. С. 134–137; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 332–342; Пермская летопись с 1263–1881 г. Первый период. С. 1263–1613 / Сост. В. Шишонко. Пермь, 1881. С. 20–23; Строев. Словарь. С. 235–236; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 28–29, 32; Филарет. Обзор. С. 108; Азбучный указатель имен русских деятелей. СПб., 1888. Ч. 2. С. 156 (Сборник имп. Русского исторического общества. Т. 62); Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб., 1889. С. 78; Шляпкин И. А. Св. Питирим, епископ Пермский // ЖМНП. 1894. Ч. 292, № 3. С. 135–145; Голубинский Е. Е. 1) История церкви. М., 1900. Т. 2, 1-я пол. С. 527–529; 2) История канонизации. С. 121–122; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 164–169; Шляков Н. В. Житие св. Алексия, митрополита московского, в Пахомиевской редакции // ИОРЯС. 1915. Т. 19, кн. 3. С. 85–97; Будовниц. Монастыри на Руси. С. 94–95; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 228.
Доп.: Кудрявцев И. М. Сборник последней четверти XV – начала XVI в. из Музейного собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1962. Вып. 25. С. 269–270.
Д. М. Буланин
Словарь книжников и книжности Древней Руси
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 419 | |
2 | 417 | |
3 | 411 | |
4 | 394 | |
5 | 390 | |
6 | 379 | |
7 | 378 | |
8 | 376 | |
9 | 375 | |
10 | 372 | |
11 | 371 | |
12 | 370 | |
13 | 368 | |
14 | 368 | |
15 | 367 | |
16 | 366 | |
17 | 364 | |
18 | 364 | |
19 | 360 | |
20 | 360 |