Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - повесть о грешной матери

 

Повесть о грешной матери

повесть о грешной матери Повесть о грешной матери – средневековая церковная легенда. В рукописях П. называется по-разному: «Повесть зело полезна, како сын матерь свою избави от муки» (ГПБ, собр. Погодина, № 1603), «О иноке, избавльшем матерь свою от вечного мучения блудно живущую, а свою руку опалившем в смраде, в ней же горе она» (ГПБ, собр. Погодина, № 1383), «Повесть о некоем странном человеце, иже матерь свою молитвою избави от муки милостыни ради» (ГПБ, Солов. собр., № 315/295), «Повесть полезна о некоем, иже левою рукою ядяше» (ГПБ, F.I.323).

П. призвана была служить свидетельством того, что молитвою и милостынею можно спасти от вечных мук грешные души усопших. В ней рассказывается о некоем благочестивом христианине, который после смерти своей блудной матери раздал церквам и нищим все нажитое ею грешным путем богатство. Желая удостовериться в том, что он избавил этим мать от адских мук, благочестивый муж приходит в пещеру, к старцу, прославившемуся даром прозрения. Простояв по совету старца семь суток в очерченном посохом круге, благочестивый муж увидел по левую сторону от себя смрадное болото, в котором вместе с другими грешниками находилась и его мать. Схватив мать за волосы, сын вытащил ее из болота и перенес направо, в купель чистой, благоуханной воды. Запачканная в смрадном болоте правая рука сына смердила, но старец посоветовал ему не огорчаться, так как это лучшее свидетельство того, что все виденное им – действительность. Отрезав часть своей святой мантии, старец обвязал смердящую руку, и смрад сменился благоуханием.

Самый ранний из известных списков П. датируется XVI в. (ГПБ, собр. Погодина, № 1287, л. 178 об.). В этой рукописи П. объединена с тремя другими повестями общим заглавием: «Повести душеполезны писаны ис Патерика». А. Ф. Бычков (Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников имп. публичной библиотеки. СПб., 1882. Ч. 1. С. 12) уточняет источник: «Четыре сказания из Скитского Патерика». Это указание, однако, еще нуждается в проверке.

В кон. XVI – нач. XVII в. П. была включена в Синодик (см. Синодик этого времени из собр. Ундольского, № 156), где богато иллюстрировалась. В рукописи ГПБ, F.I.323 число миниатюр к ней достигает 20. Е. В. Петухов (Очерки... С. 201) считал, что в Синодик П. попала из «Великого Зерцала», однако это неверно, так как в Синодик она включена раньше, чем в сборник «Великое Зерцало», который был переведен с польского в 1677 г. и в который П. была добавлена уже на русской почве (Владимиров П. В. «Великое зерцало». С. 49). В сборнике «Великое Зерцало» П. не имеет постоянного места. В списке ГПБ, собр. Погодина, № 1383 она приписана последней, 909-й главой, а в списке ГИМ, собр. Уварова, № 412 (55) П. занимает 113-ю главу с указанием: «Выписано из Цветословия». П. В. Владимиров полагал, что в «Великое Зерцало» П. попала из Пролога («Великое Зерцало». С. 49), однако это утверждение тоже нуждается в проверке.

Изд.: ПЛ. 1860. Вып. 1. С. 99–100.

Лит.: Владимиров П. В. «Великое Зерцало»: (из истории русской переводной литературы XVII в.). М., 1884. С. 49, 50, 85; Петухов Е. В. Очерки из литературной истории Синодика. СПб., 1895. С. 143, 201.

Л. В. Соколова

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):