Словарь книжников и книжности Древней Руси - златоуст
Златоуст
Свое название сборник получил, вероятно, оттого, что большинство слов, вошедших в его состав, надписывалось именем Иоанна Златоуста. В рукописной традиции типовое определение сборника встречается не ранее XVI в., например: «Книга, глаголемая Златоуст, в настоящей сей книзе от мытаря и от фарисея, в пост в великий по все дни чтение да неделе в весь год...» – список БАН, 32.5.5; «Книга, глаголемая учителной Златоуст» – список ГИМ, собр. Уварова, № 316 (111) и т. п.
В З. ряд статей идентичен статьям других сборников: триодного Торжественника, книги Рай, Соборника, Златоструя, Измарагда, а также Златой матицы (см.: Истрин В. М. Замечания о составе Толковой палеи // ИОРЯС, 1898, т. 3, кн. 2, с. 491–511) и Златой чепи (см.: Петухов Е. В. Материалы и заметки из истории древнерусской письменности: К вопросу о Златых цепях. Киев, 1894).
Относительно происхождения прототипа З. и времени окончательного оформления этого сборника как самостоятельного типа древнерусской книги нет единого мнения. А. С. Орлов, опираясь на работы А. В. Горского и Е. В. Петухова, предлагал считать литературным ядром, из которого образовался З., собрание южнославянских дидактических слов на «четыредесятницу» (с недели «мытаря и фарисея» до пятой недели поста включительно). Шесть редакций З., которые выделяет А. С. Орлов, отражают, по его мнению, процесс постепенного складывания сборника на протяжении XIV–XVII вв., расширения его календаря, усложнения жанровой структуры. В работе Т. В. Черторицкой (Торжественник – памятник русской литературы XIV–XVI вв.: Литературная история сборника. Автореф. канд. дис. М., 1979, с. 22–23) высказана мысль, что древнерусские З. формируются только в конце XV – начале XVI в. на основе триодного четьего сборника за счет увеличения в его составе количества дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими эпидейктических гомилий, расширения календаря сборника до 36 недели после недели «всех святых». Примером такого триодного сборника может послужить сборник ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 9. В основе общего прототипа З. и триодных Торжественников, как доказывается в статье Т. В. Черторицкой «О начальных этапах...», лежит группа переводных византийских эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными славяно-русскими сочинениями – словами Климента Охридского, Серапиона Владимирского, а также других безымянных славянских авторов. Сводку таких предположительно или определенно славянских сочинений, надписываемых именем Иоанна Златоуста, содержит статья Е. Э. Гранстрем «Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности» (ТОДРЛ. Л., 1980, т. 35), где из упомянутых ею сочинений № 1, 2, 11, 12, 13, 16, 18, 26, 30, 37, 42, 43, 46, 47, 59, 64, 70, 73, 83, 84, 85, 95, 102, 105 и 106 входят в число постоянных статей различных редакций З. Типологически З. в XIV – середине XV в. еще не выделились, что подтверждается данными картотеки Н. К. Никольского (хранящейся в БАН АН СССР): там числится семь З. рубежа XV–XVI вв. и 131 список XVI–XVII вв.
Тематика большинства статей З. до недели «всех святых» связана с Евангелием – это различные вариации на темы евангельских сюжетов, поясняющие, распространяющие, украшающие и толкующие их. По своей жанровой природе это слова дидактические и эпидейктические, посвященные празднику Пасхи и пасхальному циклу.
Другая группа сочинений в составе З. посвящена теме христианской этики, вопросам общественной и личной морали: это поучения «как лепо христианину жити», «о почитании книжном», «о смирении», «о зависти», о пьянстве, «о чистоте душевной» (против грабления, злодеяния, душегубства), «пользе душевной». Слова З. могли быть направлены против остатков языческих верований и обрядов: «о лечащихся от болезней волхвованием», «о христианском житии» (осуждение «срамословия», «глумления», «плясания», «сатанинских песен» и т. д.). Содержались в З. статьи о поведении в церкви во время службы и после нее, статьи «естественнонаучного» содержания («о твари небесной», «сказание о небесных силах и чего ради создан человек на земли»), содержались сведения о вселенских соборах и т. д.
Эти дидактические сочинения встречаются среди статей на евангельские темы, но в основном они составили вторую часть З. – от «пятидесятницы» до 36-й недели после недели «всех святых». По свидетельству А. Архангельского (Творения..., с. 213–214), многие из них явились поздними добавлениями к прототипу и были извлечены из другого древнерусского сборника– Измарагда. Несмотря на то, что в З. вошли переводные слова и поучения византийских и болгарских авторов, ученые, исследовавшие этот сборник, единодушны во мнении, что З. в своей традиционной на Руси форме был составлен древнерусским книжником и включает в свой состав также произведения русских авторов с несомненными признаками русской современности и народного быта (Горский. О древних словах..., с. 35–36, 44; Петухов. Древние поучения..., с. XI; Архангельский. Творения..., с. 213–214; Дополнения В. М. Изергина..., с. 20–21; см. также названную выше работу Е. Э. Гранстрем). Первоначально функции З. в древнерусском обществе определялись требованиями устава, который назначал для чтения за богослужением специальные статьи собственно нравоучительного характера или связанные с событиями церковного календаря. Факт создания и функционирования З. и других четьих сборников постоянного состава ставится А. И. Соболевским в зависимость от замены устава по редакции патриарха Алексея типиком Иерусалимским (см.: Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв. СПб., 1894, с. LIV). В Стоглаве З. упоминается среди «божественных», «святых душеполезных книг», которые следует читать «на поучение, и на просвещение, и на истинное покаяние и на добрые дела» (Стоглав. СПб., 1863, с. 61). Из церковной практики З. переходит в домашний обиход и становится одной из самых читаемых книг древнерусского общества XVI–XVIII вв.
Популярность З. определяется прежде всего учительным характером этой книги. Слова З. просты, обычно лишены риторической украшенности, невелики по объему: задача нравственного назидания, стремление к доступности сочинений подчиняют себе манеру изложения. Переводные и оригинальные слова, входившие в З., оказывали большое влияние на религиозно-этическое и эстетическое образование средневекового читателя. В З. с его подчеркнутым разграничением добродетелей и пороков формулировался моральный кодекс благочестивого христианина. «Воинствующий дидактизм» делает З. своеобразным публицистическим памятником русского средневековья.
Как указано выше, З. имеет три основные разновидности: З. постный, З. пятидесятный и З. годовой. Основной состав статей каждой из разновидностей З. в целом достаточно устойчив, большинство слов на предпасхальные недели одинаково в З. всех разновидностей. Однако почти в каждом списке памятника можно встретить индивидуальные отклонения от канонического типа, выражающиеся чаще всего в добавлении новых, и реже в пропуске традиционных статей. Поэтому следует различать списки, которые несмотря на такие индивидуальные особенности могут быть надежно отнесены к определенному виду памятника, и списки, которые содержат З. особого состава, той или иной его разновидности.
Реже всего встречаются списки З. постного. Традиционный вид содержит около 65 слов: на неделю о мытаре и фарисее, неделю о блудном сыне, субботу и воскресение недели мясопустной, среду, пятницу, субботу и воскресение недели сыропустной, а затем на все дни семи недель поста, причем на некоторые дни (четверг 1-й недели поста, вторник – 2-й недели, понедельник и вторник – 3-й недели, четверг и субботу 4-й недели, вторник 5-й недели, четверг Цветной недели) читается по два слова. Из описанных списков этой разновидности З. укажем списки БАН, 16.18.5; ГИМ, собр. Уварова, № 43/317 и 595/313; ГПБ, собр. Титова, № 762.
З. пятидесятный в основном соответствует З. постному, однако в добавление к нему содержит слова на Пасху, Антипасху, на неделю новую (вторую) после Пасхи, неделю 3-ю, среду и воскресение 4-й недели, неделю 5-ю, 6-ю (иногда и на четверг 6-й недели), на субботу и воскресение 7-й недели, на пятидесятницу, понедельник после пятидесятницы и неделю всех святых. Из описанных рукописей этой разновидности назовем списки: ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 142; ГПБ, собр. Титова, № 752 и 755; ГИМ, собр. Уварова, № 158/314 и 782/315.
Наиболее распространены списки З. годового. Он встречается в двух основных разновидностях: краткой и пространной. Краткий вид З. годового содержит слова на неделю о мытаре и фарисее, неделю о блудном сыне, субботу и воскресение мясопустной недели, субботу и воскресение недели сыропустной, субботу и воскресение 1-й недели поста, на воскресные дни 2-й и 3-й недель, на среду и воскресение 4-й недели, на субботу и воскресение Цветной недели, четверг и субботу Страстной недели, на пасхальное воскресение, а затем на воскресные и некоторые будние дни 2–7-й недель после пасхи, на пятидесятницу, понедельник после пятидесятницы, неделю «всех святых» и на последующие 36 недель, причем на недели 7, 8 и 10 читается по два слова. Этот вид представлен, например, списками: БАН, 33.13.15 и 16.18.1; ГБЛ, собр. Большакова, № 215.
Пространный вид З. годового содержит слова не только на воскресные, но и на будние дни недель поста, совпадая в этой своей части с З. постным и пятидесятным. В статьях после недели «всех святых» Краткий и Пространный виды идентичны. Из описанных списков Пространного вида укажем списки: ГБЛ, собр. Большакова, № 215; ГИМ, собр. Уварова, № 111/316: ГПБ, собр. Титова, № 751 и 753.
Отметим, что ряд слов, читающихся в Пространном виде З. годового после недели «всех святых» повторяет слова, читающиеся в будние дни недель поста: так, слова на субботу мясопустную, на вторник–пятницу 1-й недели поста, на субботу 2-й недели поста, на среду и четверг 3-й недели поста повторены соответственно в 14-ю, 5-ю, 6-ю, 8-ю, 3-ю (в составе слова о богатом и Лазаре), 18-ю, 11-ю, 9-ю и 12-ю недели после недели «всех святых». Поэтому в некоторых списках Распространенного вида на месте этих слов в постные недели помещаются отсылки к тем же словам в дни после недели «всех святых».
В некоторых списках З. годового имеются слова на 34–44-ю недели после недели «всех святых», что фактически выходит за рамки годичного круга (см., напр., списки БАН, 33.10.1; 33.12.5 и др.). Редкая разновидность З. годового представлена списком ГИМ, Синод. собр., № 231. Этот список, подробно описанный А. Горским и К. Невоструевым (Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. М., 1862, отд. 2, ч. 3, с. 83–111), часто привлекался исследователями З. и служил основанием для суждений о его составе. В то же время в данном списке много индивидуальных, лишь ему принадлежащих статей, только в нем, например, встретились слова на все дни пасхальной (Светлой) недели.
В списках З. годового XVI–XVII вв. среди дополнительных, не входящих в традиционный состав памятника статей встречаются и слова Кирилла Туровского: Слово в неделю Цветоносную и Слово в Новую неделю, «О Фомине испытании ребр господень». Что же касается других слов Кирилла, то они входят либо в состав З. особого состава, либо сборников, близких по составу к З.
Первые издания З. относятся к концу XVIII в. Это почаевское издание 1795 г. («Книга глаголемая Златоуст, в ней же всяко ухищрение божественаго писания истолковано святым великим Иоанном Златоустом и святыми отцы»), супрасльское – также 1795 г. и ряд виленских, первое из которых вышло, видимо, в 1798 г. Текст в почаевском издании в основном сходен с традиционным составом З. годового лишь до недели «всех святых», затем состав печатного З. существенно расходится с рукописным. В словах на 26–34-ю недели после недели «всех святых» Почаевское издание сходно с Виленским, но отличается от Супрасльского. В последующих печатных изданиях З., выходивших вплоть до начала XX в., были заменены, сравнительно с изданием 1795 г., только отдельные слова. Научное издание сборника отсутствует.
Лит.: Горский А. В. О древних словах на святую четыредесятницу // Прибавл. к изданию творений святых отцов в рус. пер. М., 1858, ч. 17, с. 34–64; Забелин И. Е. Из книги Златоуст // Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории. М., 1872, ч. 1, с. 179–188; Петухов Е. Древние поучения на воскресные дни великого поста // СОРЯС. СПб., 1886, т. 40, № 3, с. I–XIX, 1–30; Архангельский А. С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности // ЖМНП, 1888, август, с. 213–214; [Дополнения В. М. Изергина к докладу А. С. Орлова] // Отчеты о заседаниях имп. ОЛДП в 1903–1904 г. СПб. (ПДПИ, вып. 156), с. 20–22; Орлов А. С. Сборники Златоуст и Торжественник // СПб., 1905 (ПДПИ, вып. 158), с. 3–9; Черторицкая Т. В. О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников Златоуст и Торжественник (триодного типа) // Источниковедение литературы древней Руси. Л., 1980, с. 96–114; Творогов О. В. Описание и классификация списков сборника «Златоуст» // ТОДРЛ. Л., 1985, т. 39, с. 278–284.
О. В. Творогов, Т. В. Черторицкая
Словарь книжников и книжности Древней Руси
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 419 | |
2 | 415 | |
3 | 411 | |
4 | 394 | |
5 | 390 | |
6 | 379 | |
7 | 378 | |
8 | 376 | |
9 | 375 | |
10 | 372 | |
11 | 371 | |
12 | 370 | |
13 | 368 | |
14 | 368 | |
15 | 367 | |
16 | 366 | |
17 | 364 | |
18 | 364 | |
19 | 360 | |
20 | 360 |