Энциклопедия античных писателей - лукиан
Связанные словари
Лукиан
Лукиан
Лукиан, Lukianos, из Коммагены над Евфратом, ок. 120-ок. 190 гг. н. э., греческий оратор и писатель. Происходил из бедной сирийской семьи. Вначале осваивал ремесло скульптора, которое вскоре забросил, чтобы изучать риторику и философию. Благодаря упорному труду, он в совершенстве выучил греческий язык и стал одним из наиболее выдающихся представителей так называемой второй софистики (см. Софисты) Подобно другим софистам, он много путешествовал по Малой Азии, Греции, Италии и Галлии, произнося образцовые речи во всех крупных центрах тогдашней риторики, как то Афины, Рим, Антиохия, Эфес, Смирна. Дольше всего он задержался в Массилии. Он заслужил громкую славу и заработал состояние. Ок. 160 г. ненадолго возвратился на Восток, после чего поселился в Афинах, где отошел от риторики и начал изучать Философию, при этом более всего его интересовал кинизм. Противоречивость взглядов различных философских школ привела Л. к отрицанию всякого догматизма, скептической сдержанности и критицизму. Последние годы жизни Л. провел в Египте, где исполнял должность начальника канцелярии при римском наместнике, предоставленную ему императором Коммодом. Под именем Л. сохранилось около 80 прозаических произведений, две трагические пародии и 53 эпиграммы (не все подлинные). Самыми ранними являются риторические сочинения на мифологические и исторические темы, порой выдержанные в форме фиктивных судебных речей: Фаларид (Phalaris) о жестоком сицилийском тиране VI в. до н. э., который пожертвовал Аполлону бронзового быка, орудие казни; Дважды лишенный наследства (Apokeryttomenos) фиктивная речь в защиту сына, которому угрожало незаслуженное лишение наследства; Тираноубийца (Tyrannoktonos) о смельчаке, жаждавшем славы, который вместо тирана убил его сына и потребовал награды. В этот период Л. пишет остроумные парадоксальные энкомии (похвалы по ничтожным поводам): Похвала мухе (Myias enkomion), Суд гласных (Dike phoneenton). Характер риторических упражнений имели также вступления к образцовым речам, так называемые пролалии (Prolaliai). К области литературной критики относятся: Учитель риторики (Rhetoron didaskolos) ироническое, исполненное сарказма наставление, как при помощи беспринципности и невежества можно стать влиятельным ритором; Как надо писать историю (Pos dei historian syngraphein) забавная критика современных Л. историков. Для Л. идеалом историка может быть тот, кто соединит обаяние Геродота с объективностью Фукидида. Языковыми вопросами Л. занимается в работах Псевдософист и Лексифан. Автобиографические произведения это Сон (Peri tu enypniu), Жизнь Демонакса (Demonaktos bios). Л. насмехается над новыми верованиями и религиозными спорами, что отражено в двух произведениях: Александр, или Ложный пророк (Aleksandros e Pseudomantis) и О кончине Перегрина (Peri tu Peregrinu teleutes) о фанатике, покончившем с собой самосожжением (чему сам Л. был свидетелем). К группе его романов принадлежат Правдивая история (Alethes historia) выдуманная авантюристическая история о приключениях молодых путешественников на море, пародия на фантастические приключенческие романы, и Луций, или Осел (Lukios e onos), более известный в расширенной латинской версии Апулея. Самым зрелым и наиболее характерным произведением Л. являются диалоги, особенно сатирические, большая часть которых была создана в Афинах. Пристрастие к этой форме Л. вынес из практики профессиональных риторов, учивших произносить речи «за» и «против» на фиктивных судебных процессах. Свыше 35 произведений Л. имеют форму диалога или приближаются к ней. Искусству построения диалога Л. научился у Платона, от него он порой перенимает и названия, например, Пир (Symposion) юмористическое подражание Пиру Платона и Ксенофонта, а вместе с тем язвительная сатира на спекулятивную философию и на самих философов. Гермотим (Hermotimos) сократический диалог. Многое Л. взял из кинической диатрибы (Бион с Борисфена), а отзвуки аттической комедии мы находим в произведениях Менипп, Икароменипп, Тимон, Рыбак (Halieus), а также в пронизанных кинической философией Разговорах мертвых (Nekrikoi dialogoi). К известнейшим диалогам Л. принадлежат: Разговоры богов (Theon dialogoi), Разговоры морских божеств (Enalioi dialogoi) и явно демонстрирующие связь с новой комедией Разговоры гетер (Hetairikoi dialogoi). Большое влияние на Л. оказал Менипп из Гадары; часто Л. выводит его собеседником в своих диалогах, а из его сатир черпает некоторые мотивы, например, мотив сошествия Зевса в Аид. Топография диалогов Л. весьма разнообразна, действие происходит на улице, в пиршественном зале, на небе, под землей, в воздухе и в воде. Галерея собеседников очень богата, здесь есть боги, люди, животные, воплощения абстрактных понятий, умершие, живые, образы исторические, вымышленные, аллегорические. Л. отличают необычайный полет фантазии и живость воображения. Невероятно начитанный, он свободно использует богатые традиции греческой литературы, поражает неисчерпаемым богатством сюжетов, острыми шутками и меткими наблюдениями. Он развлекает читателя забавными сценками, разоблачая шарлатанов, мастерски создает сатирические фигуры, критикует современную ему жизнь и людей, клеймит погоню за наживой, классовое неравенство, насмехается над философами, религиозными предрассудками, антропоморфными богами. Изысканный стилист, он пишет на аттическом диалекте и удивляет совершенством языка. Л. является одним из самых выдающихся и наиболее охотно читаемых писателей эпохи Империи. Отголоски знакомства с Л. мы видим у греческих романистов Гелиодора, Алкифрона, в эпиграммах Палладия. Его цитирует Лактанций, ценят Эразм Роттердамский и другие гуманисты. В XV в. Л. введен в программу школьного чтения.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 534 | |
2 | 487 | |
3 | 483 | |
4 | 482 | |
5 | 475 | |
6 | 473 | |
7 | 457 | |
8 | 456 | |
9 | 455 | |
10 | 446 | |
11 | 441 | |
12 | 438 | |
13 | 438 | |
14 | 436 | |
15 | 431 | |
16 | 431 | |
17 | 425 | |
18 | 420 | |
19 | 417 | |
20 | 413 |