Энциклопедия античных писателей - пакувий
Связанные словари
Пакувий
Пакувий
Пакувий, Марк; Pacuvius, Marcus, ок. 220-ок. 131 гг. до н. э., римский трагик. Родился в Брундизии. Племянник Энния, который, по-видимому, привез его в Рим и там руководил развитием его таланта. Помимо литературы, П. занимался также живописью; Плиний Старший упоминает знаменитую картину П. в храме Геркулеса. В Риме, где он провел почти всю жизнь, П. поддерживал отношения с кругом Сципионов. Уже восьмидесятилетним старцем он встретился на сцене с тридцатилетним Акцием. В конце жизни переехал в Тарент, где его по пути в Азию навестил Акций и прочел ему своего Атрея. Среди литературных произведений П. древняя традиция называет сатиры, которые — подобно сатирам Энния — представляли собой сборник поэтических произведений разнородного содержания; от них ничего не сохранилось. Нами известно 13 названий трагедий; до нас дошло и множество отрывков, всего 425 стихов. П. работал медленно, стремясь сравняться с греческими оригиналами совершенством формы. И если Энний уделял особое внимание обработке драм Еврипида, то П. охотнее занимался трагедиями Софокла, на которые ориентированы следующие пьесы: Хрис (фр.), Гермиона (фр.), Омовение ног (Niptra;фр.), Тевцер (фр.). В Споре об оружии (Armorium iudicium; фр.) он взял за образец Эсхила. Только Антиопа (фр.) основана на соответствующей трагедии Еврипида. Очевидна у П. склонность к воссозданию малоизвестных версий мифа. П. охотнее всего опирался на пьесы, представлявшие собой позднейшие разработки еврипидовских сюжетов, перенесенных на римскую сцену Эннием. Это было условным приемом, который должен был облегчить зрителям восприятие затейливых мифов. Таким образом, Илиона (Iliona) связана с еврипидовской Гекубой, Аталанта (фр.)с Мелеагром, Пенфей (Pentheus) — с Вакханками, Медус — с драмами Еврипида о Медее. Орест раб (Dulorestes; фр.) базируется на какой-то пьесе, возможно, являвшейся продолжением Электры Софокла. Особое место в творчестве П. занимает fabula praetexta Паулл (фр.), сюжет которой взят из истории Рима. Героем драмы был, вероятно, Эмилий Паулл, победитель македонского царя Персея (168 г.). Драмы П. отличаются запутанной фабулой, в них часто отражаются большие страсти. Их герои — часто безоружные женщины и старики, особенно лишенные трона цари, как, например, Эет в Медусе. П. противопоставлял им жестоких тиранов, что усиливало воздействие на зрителей. В соответствие с требованиями эллинистического декламационного искусства, он требовал от актеров умения читать длинные описательные речитативы. В своих трагедиях он рассказывал о странствиях Улисса и красочной описывал различные природные явления; знаменитым стало его описание бури на море. Возвышенному тону трагедий П. отвечал их язык, характеризующийся многочисленными неологизмами и сложными словами, часто многосложными, которых, кроме как в трагедиях и пародирующих их комедиях, латынь себе не позволяла. Нагромождение архаических форм придавало языку П. необычный оттенок. Богатство стиля П. подчеркивал Варрон; однако его язык критиковали Цицерон и Квинтиллиан; Гораций называет его ученым старцем. Цицерон считал П. величайшим римским трагиком; его пьесы действовали на особо впечатлительных зрителей еще во времена Персия (I в.), хотя театральная публика уже давно перестала ими восхищаться.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 534 | |
2 | 487 | |
3 | 483 | |
4 | 482 | |
5 | 475 | |
6 | 473 | |
7 | 457 | |
8 | 456 | |
9 | 455 | |
10 | 446 | |
11 | 441 | |
12 | 438 | |
13 | 438 | |
14 | 436 | |
15 | 431 | |
16 | 431 | |
17 | 425 | |
18 | 420 | |
19 | 417 | |
20 | 413 |