Энциклопедия античных писателей - протагор
Связанные словари
Протагор
Протагор
Протагор, Protagoras, из Абдеры, ок. 490-ок. 420 гг. до н. э., греческий писатель. Один из первых и наиболее выдающихся софистов. Основоположник софистического образа жизни (путешествия с лекциями, преподавание за высокие гонорары, пребывание в домах богатых людей, интересующихся культурой). По преданию, воспитанник персидских магов. Позднее была сложена легенда, согласно которой П. сначала был грузчиком, а затем стал учеником Демокрита. Вероятно, П. несколько раз был в Афинах. Во время первого пребывания он подружился с Периклом, который доверил ему составление устава для панэллинской колонии Фурии в Южной Италии (444-443 гг. до н. э.). Впоследствии он работал на Сицилии (возможно, контактировал с риторической школой Коракса и Тейсия). Повторяемая многими древними авторами история о выдвижении против П. обвинения в безбожии, его изгнании (или бегстве) из Афин и смерти при кораблекрушении не достоверна. — Невозможно установить число работ П., поскольку древние цитировали отдельные положения, не отмечая, были ли они включены в более крупное произведение. Само это произведение могло иметь несколько вариантов названия, ибо в эпоху П. начинает появляться традиция давать длинные названия прозаическим произведениям. Среди подлинных сочинений П. (ни одно не сохранилось) следует назвать Истина, или Опровергающие речи (Aletheia e Kataballontes) — произведение, о котором нам больше всего известно. От него сохранилась различным образом интерпретируемая первая фраза: «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих». Суждения разных людей могут быть одинаково справедливы, хотя одно из них по каким-либо причинам является более верным (например, суждение здорового более правильно, чем суждение больного). Контроверсии (Antilogiai), произведение, в котором П. доказывал, что «о каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения», и никакие опровержения вообще невозможны. Верное представление о Контроверсиях дает сохранившееся сочинение Двойные речи (Dissoi logoi) неизвестного софиста конца V в. до н. э., восходящее к произведениям П. (например, болезнь есть зло для больного, но благо для врача). О богах (Peri theon) — первое греческое сочинение с подобным названием. Знаменитое первое предложение, которое ставит под сомнение возможность объективного познания божества: «О богах невозможно сказать ни что они существуют, ни что их не существует; ибо на пути к получению такого знания слишком много препятствий, главные из которых невозможность познания этого предмета посредством разума и краткость человеческой жизни» — выдвигалось в качестве причины вышеупомянутого обвинения в безбожии и сожжения произведения. Вероятно, в последующей части работы П. трактовал богов как объект человеческих верований и утверждал, что религия связана прежде всего с самим существованием людей. Сочинение О бытии (Peri tu ontos) заключало в себе полемику с учением элеатов (см. Парменид). Это произведение, по-видимому, читал неоплатоник Порфирий. Платон в своем диалоге Протагор вкладывает в уста главного героя известный миф о происхождении человека и человеческой культуры. Спорным вопросом является, были ли это подлинные взгляды П. П. провозглашал релятивизм и сенсуализм, а его ученик Ксениад из Коринфа, опираясь на крайние выводы П., сделал заключение о невозможности познания. П. заложил основы научной грамматики через различение видов предложений, родов существительного и прилагательного, времен и наклонений глаголов. Он занимался также проблемами правильной речи. П. пользовался большим авторитетом у потомков. Он оказал влияние на Демокрита, Платона, Антисфена, Еврипида (другом которого был), Геродота и, вероятно, на скептиков. П. является главным героем диалога Платона и одного из произведений Гераклида Понтийского.
М.В. Белкин, О. Плахотская.
Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,
1998
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 534 | |
2 | 487 | |
3 | 483 | |
4 | 482 | |
5 | 475 | |
6 | 473 | |
7 | 457 | |
8 | 456 | |
9 | 455 | |
10 | 446 | |
11 | 441 | |
12 | 438 | |
13 | 438 | |
14 | 436 | |
15 | 431 | |
16 | 431 | |
17 | 425 | |
18 | 420 | |
19 | 417 | |
20 | 413 |