Большой энциклопедический словарь - павлово-посадские набивные платки
Связанные словари
Павлово-посадские набивные платки
павлово-посадские набивные платки ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ НАБИВНЫЕ ПЛАТКИ шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг. Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) один из старейших российских текстильных центров. В 18 первой половине 19 вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер. Особенности производства Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По-прежнему популярен орнаментальный мотив "турецкие огурцы", заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Преобладает молочно-белый, черный, красный, темно-синий, вишневый фон. На протяжении 1920-30-х гг. в Павловском Посаде выпускались преимущественно хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного шерстяного платка было возрождено в послевоенные годы, когда стала активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950-х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати, и в настоящее время платков ручной набойки на Московском платочном объединении в Павловском Посаде вырабатывается немного. Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита. Среди ведущих художников предприятия Е. Регунова, З. Ольшевская, И. Додонова, К. Зиновьева, Н. Слащева. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1072 | |
2 | 908 | |
3 | 819 | |
4 | 810 | |
5 | 775 | |
6 | 774 | |
7 | 731 | |
8 | 695 | |
9 | 633 | |
10 | 625 | |
11 | 601 | |
12 | 597 | |
13 | 596 | |
14 | 593 | |
15 | 584 | |
16 | 574 | |
17 | 571 | |
18 | 560 | |
19 | 545 | |
20 | 544 |